Настоятель храма Успения в городе атомщиков Курчатове Роман Братчик — один из старейших священников Курской епархии, известный церковный автор. А когда-то он, будучи молодым учёным, открывал для себя веру в общении с великими старцами.
Встреча в деревне
— Ваш путь в храм не назовёшь прямым?
— Я вырос в семье, где вообще никто не говорил о вере. Был вполне сознательным атеистом. По молодости, как и многие, считал, что наука может ответить на все вопросы. После окончания биолого-почвенного факультета МГУ занимался генетикой. А потом у меня началось духовное брожение. Как раз в конце 1960-х стали популярны восточные религии. Друг из Ташкента прислал пять томов Бхагавад-Гиты. Мне уже и гуру нашли в Индии. Собирался к нему лететь…
— И что остановило?
— Подумал, что нужно бы сначала изучить духовное направление, связанное с моей культурой, с моей страной. В то время я работал в научном посёлке Борке Ярославской области. И вот как-то шёл в деревню за молоком и возопил: «Господи, дай знать, что Ты точно есть, и я готов изменить свою жизнь». И вскоре встретил отца Павла Груздева, известного старца.
— Каким он был?
— Простачок такой, слегка юродствовал. Помню такой случай. Пост начинался. А я только покрестился, неофит, готовый весь пост строго выдержать. И тут вдруг батюшка на проповеди говорит: «Чашка молока не обидит Бога». Я с ужасом смотрю на него, а он продолжает: «Вот Марфа наша постилась, её ветром и сдуло. Хорошо, что Васька на тракторе ехал и увидел её в кювете. А то бы уже отпевали». Смысл был в том, что всё с рассуждением надо делать.
Напутствие старца
— А где и как крестились?
— В Печорах. Моя жена, которая училась на микробиологии двумя курсами младше, крестилась вместе со своими друзьями. И вот они приехали в Борок. С ними Юра Нейфах, будущий отец Георгий, тоже выпускник биофака МГУ. Юра по духу всегда был миссионером и со мной говорил о вере. Крестивший его священник Владимир Волгин потом и познакомил нас всех со старцем Иоанном Крестьянкиным. Отца Иоанна я впервые увидел, когда мне было 35 лет. Он и благословил меня креститься.
— Как это случилось?
— Мы гуляли по монастырю в ожидании приёма у батюшки. Вдруг ко мне подходит незнакомый человек и протягивает крестик: «Возьми!» И вот в смущении с этим крестиком я зашёл к батюшке. Он сказал: никуда не уезжайте, здесь и покреститесь. Так и сделали. Счастливый, я вернулся в монастырь и первый раз тут же причастился. А через несколько лет по молитвам отца Иоанна меня рукоположили.
— Чувствовали на себе прозорливость отца Иоанна?
— Да, с самого начала. Ведь родители моё крещение рассматривали как некую форму сумасшествия. Сразу после крещения я должен был ехать к ним в Ессентуки. Перед отъездом зашёл к батюшке, сказал, что опасаюсь семейных скандалов и разборок. Он благословил меня в дорогу и заверил, что всё на этот раз будет хорошо. Мама заметила крестик на мне сразу же, но, как ни странно, расспрашивать не стала. Так, по благословению отца Иоанна благодать новокрещёного нарушена не была! Ну, а во второй приезд уже произошло всё то, чего я так боялся.
— Но родители ваши всё-таки пришли к вере?
— Сначала покрестился папа, в 76 лет. Он был более склонен к религиозности. Прошёл войну. У них были зашиты молитвы Богородице в ушанках. Мама покрестилась в 78 лет. Последние два года она жила у меня в приходе.
Кто лечил святых
— Отец Роман, в молодости вы преподавали генетику. Как теперь считаете, является ли генетика вмешательством в промысел Божий?
— Генетика помогает в борьбе с наследственными болезнями. И ничем не хуже других методов лечения, а в чём-то, может, и лучше. Врачи — от Бога. Да, Серафим Саровский отказывался от лечения. Так ведь это после того, как ему явилась Матерь Божия и сказала, что его исцелит. А вот Иоанн Крестьянкин не пренебрегал врачами. Павел Груздев лечился в больнице в Борке.
— Есть ли особенность прихода к вере у людей учёных?
— В науке всегда работает логика. И надо показать учёному, что Евангелие по-своему логично. Бог не может быть логичен. Его промысел не укладывается в нашу человеческую логику. Но в этом тоже своя логика — прийти к этому заключению. И если человек приходит к этому, дальше ему становится просто в религии.
— Можно представить, какими мы будем в будущей вечной жизни, узнаем ли друг друга?
— В этом нет сомнений. Духовно узнаем. Христос изменился после Воскресения, даже ученики Его сначала не узнали. Но потом поняли, что это Он. По действиям, по словам. Так и мы. Мы не сохраним своих болезней. После того как Господь нас примет и очистит, всё это исчезнет. Но изменится лишь внешний образ, а личность сохранится.