33 года назад Сергей Якименко окончил Высшее инженерное училище Ракетных войск и готовился к военной карьере. А сегодня он – иерей Сергий, служит в храме Великомученицы Варвары и преподобного Илии Муромца при Главном штабе Ракетных войск стратегического назначения. В конце прошлого года получил высокую награду – медаль благоверного князя Димитрия Донского «за мужественное несение пастырского служения в военных условиях».
Всё началось… с уборки
Этот «стратегический» храм находится в подмосковной Власихе. Его настоятелем был легендарный отец Михаил Васильев, Герой России, погибший в ноябре прошлого года. Отец Сергий был правой рукой отца Михаила во всех его служениях, в том числе и в горячих точках.
Сам он из семьи военных: отец, брат, дед, прадед — все служили в армии. И Сергей поначалу пошёл этим же путём.
К вере его привела мама, когда он уже был офицером. Она трудилась за свечным ящиком в только что построенном храме во Власихе.
Началось служение будущего священника с уборки: несколько лет он помогал наводить в церкви чистоту и порядок.
Совет отца Михаила
Однажды отец Михаил посоветовал ему, капитану, поступать в Православный Свято-Тихоновский университет. Сказал: «Надо тебе держать путь в священники».
— Первой моей реакцией были сомнения и неуверенность, — рассказывает отец Сергий. — Я знал, что там нелегко учиться, что некоторые поступают и не могут окончить. Да и возраст был уже немалый, далеко за тридцать.
И всё-таки он послушался: поступил и отучился на богословско-пастырском факультете. На 4-м курсе его рукоположили в диаконы, позже — в иереи.
— Отец Михаил стал мне и духовником, и отцом, — говорит он. — У него можно было спросить любой совет. Мне повезло в жизни, что я его встретил. Я ведь раньше жил совсем по-другому. У меня был один ребёнок, а теперь — четверо. Я успел побывать коммунистом… Если бы не он, не знаю, как бы сложилась моя жизнь. До прихода к вере было ощущение какой-то неопределённости, неустойчивости. Господь же всё чётко выстроил.
«Надул, нагрел — и служи»
Военный священник — не такой, как гражданский. Он не сидит на приходе, не ждёт, когда к нему придёт народ. Наоборот, он идёт к военным — в казармы, на плац, в клубы, в окопы.
Отец Сергий показывает мне деревянные ящики, где хранятся богослужебные предметы, и рассказывает о мобильных храмах, с которыми можно десантироваться и развернуть их даже в чистом поле:
— Есть два вида храмов — зимний и летний. Зимний — это надувной шатёр на полторы сотни человек, с ним действительно можно десантироваться. Сорок минут уходит на его подготовку. Он может совершенно автономно работать, у него есть генератор, который выдаёт электричество, и тепловая пушка. Надул, нагрел — и готово, служи литургию. А летний мобильный храм — это прицеп к машине, который быстро разбирается и превращается в мобильный алтарь. Вверх выдвигается небольшой купол, вбок — «пономарка». Прихожане стоят на улице. Если погода позволяет, можно служить до октября. Мы всегда старались всё иметь с собой, а иначе возникают проблемы. Несколько раз бывало, что приезжаем в часть, нам говорят: вот вам пустой клуб, — а там нет света, розетки не работают. Такие ситуации нужно предусмотреть.
На линии фронта
— Десять лет я служил диаконом и ездил с отцом Михаилом, — продолжает священник Сергий. — Совершали мобильные литургии в лесах, в полях, в казармах, в военных клубах. За это служение Святейший Патриарх Кирилл, когда меня рукополагал в священники, сразу дал мне и камилавку, и набедренник.
Поездки в горячие точки — особая история. Тут не просто богослужение, а серьёзный риск. За прошлый год отец Сергий четыре раза был в зоне боевых действий.
— Отец Михаил брал с собой семь-восемь священников и ехал с ними на передовую. И по всей линии фронта — на протяжении полутора тысяч километров — нас распределял. Один батюшка на 150-200 километров. Отслужил на одном месте три-четыре дня — тебя перевозят в другое место. А сам отец Михаил в это время всюду ездил и всех священников контролировал.
Главное «оружие» пастыря
За три недели пребывания в зоне военных действий через одного священника проходило около пяти тысяч военнослужащих: занятия, проповедь. Многие причащались на передовой.
— Военный священник должен обязательно присутствовать там, где идут боевые действия, — говорит отец Сергий. — Сам он не имеет права брать в руки оружие. Но он не просто поддерживает солдат. Поддерживает Бог. А священник совершает Таинства. Исповедь и причастие — его главное «оружие». И они должны совершаться в том числе и там, где «жарко». Я не видел ни одного крещёного человека, который бы, находясь на передовой, отказался исповедоваться и причащаться. Даже напоминать не надо, наоборот, люди сами к тебе обращаются: «Батюшка, а я? Про меня не забыли?»
Когда протоиерей Михаил Васильев погиб, прихожане и клир храма во Власихе поначалу пришли в смятение: что теперь делать?
— Чтобы заменить его одного, надо человек десять поставить, и то могут не справиться, — с грустью отмечает отец Сергий. — У отца Михаила была редкая энергия, его все знали — от армейских генералов до журналистов на телевидении. И все к нему относились с огромным уважением. Основным делом его жизни было возрождение института военного духовенства. Он занимался этим двадцать пять лет. И мы это продолжим.