Беседа с иереем Павлом Тайченачевым получилась у нас увлекательной. Хотелось поговорить ещё, но священник торопился — прямо из редакции он отправился в Кремль. Там семье Тайченачевых награды «Родительская слава» вручал Президент РФ Владимир Путин.
Отец Павел — настоятель Успенского храма села Шебалина в Горном Алтае. Сам родом из Барнаула. С матушкой Натальей они растят девять детей: старшей, Екатерине, — шестнадцать, младшей, Лене, — скоро два года. Этот сельский батюшка известен далеко за пределами Горноалтайской епархии. В социальных сетях пользуются большой популярностью видеоролики из жизни его прихода. Тут самые разнообразные сюжеты и замечательные песни, причём автор слов большинства из них — сам отец Павел. На YouTube он ведёт канал «Трезвый батя», пропагандирует здоровый образ жизни.
Вот какие истории из своей биографии он нам рассказал.
Поворот к вере произошёл в Польше
Мой путь к вере начался в августе 1991 года, когда я случайно попал на грандиозный крестный ход в Польше. Меня, вчерашнего комсомольца, поразили сотни тысяч паломников молодого и среднего возраста: к тому крестному ходу была приурочена встреча папы римского с молодёжью. Нам ведь тогда говорили, что вера — это участь старушек, тёмных, невежественных людей. Крестный ход шёл из Варшавы в Ченстохову, где находится чудотворная икона Божией Матери Ченстоховской. Да, крестный ход был католический, но для меня оказался в итоге толчком к православию. В юности я занимался рок-музыкой, много ездил по Европе, но так получалось, что в результате всё больше оборачивался к родной земле и к своей вере.
«Священником будет»
У нас была нецерковная семья. Мама — учительница, папа — врач. Обычные советские люди. Никто никогда не говорил дома о церкви, не молился. Но когда я в 1996 году на целый год уехал в Германию, мама стала ходить в церковь и молиться за меня. Простыми словами, как умела. В Барнауле только начал действовать Никольский храм, ещё без куполов: там раньше располагался клуб лётного училища. И однажды во время такой молитвы она вдруг услышала слова: «Священником будет». Она была потрясена, у неё и в мыслях такого не было…
Я вернулся из Германии и года через три крестился, потом поступил в семинарию. Это было моё самостоятельное решение, отец против был. А в 2006 году, в день рукоположения в священники, пришёл с супругой к родителям в гости. Тогда-то мама и рассказала мне эту историю.
Как пишутся блюзы
Мне иногда проще стихи написать, чтобы о чём-то высказаться. Вот однажды смотрю: у отца Вячеслава машина помята. Он рассказал, что посадил на дороге попутчицу, а за ними вдруг началась настоящая погоня. Нетрезвая братва на «Приоре» требовала остановиться и выдать девушку для расправы. Но он поступил как нормальный мужчина: прибавил газу. Так «Приора» его обогнала и начала таранить, пытаясь сбросить с дороги. Всё завершилось благополучно, но это не самая большая редкость в буднях сельских батюшек на Алтае. Я сначала хотел изложить историю в жанре рассказа, как в книге «Несвятые святые», но потом решил написать блюз — использовал музыку композиции «Урал байкер блюз» группы «Чиж и Ко».
Масленица, Навруз, Чага‑байрам
Два с половиной года я служил в высокогорном районе Кош-Агач. Там, на стыке Тувы, Монголии и Казахстана, дружно уживаются три национальности, культуры и религии: 55% населения — казахи (мусульмане), 40% — алтайцы (преобладают язычники), 3% — русские (в основном православные).
Так вот в феврале там празднуется Чага-байрам — алтайский Новый год. Казахи и русские наряжаются и идут поздравлять алтайцев: поют, угощают друг друга. 21 марта снова все вместе отмечают Навруз — тюркский Новый год. Тогда русские и алтайцы идут поздравлять казахов — песни, застолье, скачки устраивают! А русским праздником там считается Масленица. Все, включая казахов и алтайцев, наряжаются в русские рубахи, надевают картузы с цветочком, пекут блины, поют русские песни под гармонь. Причём с национальными праздниками жителей поздравляют и представители алтайского населения, и имам, и батюшка.
На Пасху мусульмане подарили пылесос
Наш всеобщий любимый праздник — это… Крещение Господне! Климат в Кош-Агаче суровый. Это высокогорная степь, даже полупустыня, там живут верблюды, яки пасутся. Зимой «штатная» температура начинается с минус 30 градусов, а минус 20 считается потеплением — ребятишки из школы в пиджаках выскакивают.
Православные устраивают купель, причём лёд уже толщиной полтора метра, его выпиливают бензопилой. Окунаться приходят сотни людей — русские, казахи, алтайцы. Мы никому не запрещаем. Для старосты прихода это звёздное время. Он весь день стоит у проруби в непромерзающих сапогах, к нему подходит человек, он его держит за руку и: «Во имя Отца, аминь, Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь…» Я ему: «Сергей Дмитрич, вы уже пол-Кош-Агача покрестили!»
На Пасху наш приход приходят поздравлять представители мусульманской общины. С подарками. Как-то пылесос подарили. А на Курбан-байрам они батюшку приглашают. Я ходил (конечно, с благословения владыки), посидел, приветственное слово сказал. Вот так люди живут в абсолютном взаимопонимании.
По стопам алтайских миссионеров
Скоро отправимся по следам алтайских миссионеров. Это ежегодный крестный ход по красивейшим местам Горного Алтая, который проходит в конце июля — начале августа и длится 10-12 дней. Участвуют обычно 100-120 человек, в основном молодёжь, но есть и зрелые люди, и дети. По пути служатся литургии в храмах, а если их нет — в походном храме. Для людей это духовная молитва, для новоначальных — воцерковление.
Каждый год — новый маршрут. Приходилось и вброд переходить реки, и буквально прорубаться через чащу. Однажды около 70 километров шли по узкой горной тропе: с одной стороны — скала, с другой — пропасть. В этом году крестный ход пойдёт из села Акташ до села Ташанта у монгольской границы — это почти 200 километров. Будут на пути люди совсем другой культуры. Увидим необыкновенные места — высокогорную пустыню, где обитают верблюды, яки, — это практически Гималаи. Так что приглашаю всех, кто желает провести первую половину августа в молитве, в духовном общении и побывать в новых местах.