Священник Алексий Тимаков, настоятель Никольского храма на Преображенском кладбище, 18 лет проработал врачом. Нередко он был свидетелем удивительных, необъяснимых явлений, о чём написал книгу «Чудо рядом с нами». Нашему корреспонденту он рассказал, почему некоторые врачи приходят к вере, для чего нам даны болезни и от чего Христос умер на кресте.
Бросили жребий и выпало: «Быть»
— Ваш отец, старший брат, дедушка, дяди — все священники. Почему вы выбрали профессию врача?
— У меня мама медик, я поступил в медицинский по её совету. Если бы не прошёл по конкурсу, то, скорее всего, оказался бы в армии, а затем в семинарии, как мой брат Валентин. И надо сказать, что, работая сначала на скорой помощи, а затем в больницах, я всегда был готов к тому, что, если Господь призовёт, буду служить в Церкви. В итоге так и случилось. В начале девяностых стали возвращать храмы, а служить в них было некому. Мой отец получил приход во имя преподобных Зосимы и Савватия в Гольянове и позвал меня. И как раз в это же время мне предложили заведовать отделением.
— Не жалко вам было оставлять медицину?
— Смешанные чувства… Кажется, я был неплохим доктором, кое-что умел. Священнических же знаний практически не было, как и духовного образования. Но я вырос в Церкви и имел опыт преподавания в этом храме Священного Писания. Советовался тогда с родными. Мой брат, священник, сказал, что мне не нужно уходить из медицины, так как он считал, что три священника на одну семью — перебор. А мой папа говорил: «Он должен служить!..» Спорили они долго, а я на них молча смотрел. В конце концов отец предложил бросить жребий и выпало: «Быть».
Медицина — загадочная наука
— Что вам дал врачебный опыт?
— Это удивительная школа, в том числе и для духовной жизни. Медицина — наука особая, загадочная, здесь невозможно быть до конца уверенным в результате, особенно в реанимации. Один из моих старших коллег, профессор Павел Васильевич Владимиров, стоявший у основания отечественной реаниматологии, рассказывал, как его друг после изнурительного дежурства сказал ему: «Павлик, я в этой проклятой медицине до сих пор не могу понять двух вещей: отчего больные умирают и почему они выживают?» В моей практике нередко выздоравливали безнадёжные пациенты. А иногда мы неожиданно теряли тех, кто, казалось, имел все шансы поправиться. К вере врача нередко приводит осознание реального предела своих возможностей. Отсюда — ощущение того, что Бог рядом и помогает. Если удалось спасти человека, значит, с Божьей помощью, а если не смогли — Господь забрал.
Узкие врата
— Для чего нам даются болезни, страдания, ведь Господь нас любит и не желает нам зла?
— Отец рассказывал мне в детстве такую реальную историю. Дело было в 1920-х годах в деревне. Шёл домой после работы мужичок, а навстречу ему — мальчишки: «Дед Иван, твой дом горит!» Он остановился, перекрестился: «Что Господь ни делает, всё к лучшему» — и дальше пошёл. Дом сгорел. А вскоре началась коллективизация, и его не раскулачили по причине того, что он был погорелец. Всё по Промыслу Божиему. Что бы ни произошло. А Промысел может оказаться очень нелёгким. Но, наверное, человеку стоит открыть своё сердце навстречу Богу и довериться Ему. Правильно пережитое страдание очищает человека. Озлобление при страдании, наоборот, возмущает сердце человека и отдаляет его от Бога. Христос говорит, что невозможно человеку прийти в Царство Божие широкими путями. Туда ведут врата узкие, а я весь оброс грехами и, чтобы в них протиснуться, должен с себя содрать всё ненужное, скверное. Это можно сравнить с мясорубкой, где на выходе одна маленькая дырочка. Тебя прокручивают, и всё, что в тебе сохранилось доброго, проходит в это отверстие, в эти узкие врата, но с болью и страданиями, ибо всё остальное срезается как никчёмное, ненужное.
Евангельское слово и диагноз
— Сетуя на свои болячки, мы часто забываем, какие страдания испытал Иисус на Голгофе…
— Как врач я понимаю, что там произошло. Смерть на кресте происходит от асфиксии — удушья, когда грудная клетка как бы растекается по древу креста под тяжестью тела и начинается дыхательная недостаточность. В отличие от двух разбойников, распятых вместе с Ним, Иисус умер слишком быстро — даже Пилат удивился. Чтобы удостовериться в Его смерти, один из воинов пронзил копьём Его грудную клетку. И из раны Христа тут же вытекли кровь и вода. Именно вода даёт ответ на вопрос, почему Христос так быстро умер. При шоке прозрачная жидкость пропотевает в плевральную полость и околосердечную сумку из-за нарушения проницаемости сосудов. Иисуса истязали ещё до Голгофы. Это привело к развитию травматического шока, при котором в этих полостях эта жидкость и скопилась. Это один из чётких диагностических признаков развития шока, которым руководствовались до середины ХХ века, когда не было других методов. Сделали пункцию, получили жидкость — значит, уже точно шок, например при тяжелейшем инфаркте миокарда. И наличие этой жидкости у Христа говорит о том, что шок развился. Он умер раньше разбойников именно по этой причине. А разбойникам пришлось перебить голени, чтобы те не могли привставать на гвоздях и расправлять тем самым свои лёгкие. То есть в наше время стало возможно достаточно точно установить медицинскую причину смерти Христа, опираясь только на текст евангельского слова. Это ли не чудо?
Особая ответственность
— Есть общее между служением священника и работой врача?
— Наверное, есть: один врачует души, другой — тела. Но у священника более серьёзная ответственность. Он во многом отвечает за спасение души, за вечную жизнь человека. Если врач ошибся и пациент умер — это, конечно, плохо, но для Царства Небесного ничего не потеряно. А если священник повёл себя так, что человек ушёл из Церкви и не обрёл Христа, то это уже трагедия непоправимая для человеческой души и для жизни вечной.