Есть ли надежда на Царствие Небесное у тех, кто совершает добрые дела, но исповедует иную веру или вообще не верит в Бога? Вот что написал нам об этом настоятель храма Сошествия Святого Духа на апостолов на Лазаревском кладбище игумен Сергий (Рыбко).
Спастись могут все, но при одном условии
Во все времена Церковь проповедовала, что вне православия спастись нельзя. Но в начале XX века возникла идея, что спасение возможно и вне православия, что существуют якобы разные «ветви» Церкви и т.д. И сегодня на вопрос, спасутся ли, например, католики, можно услышать ответ: «Мы не знаем». Но это же отступление от Бога! «Мы не знаем», а Церковь знает!
Вспомним, как святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Отцы Церкви никогда не называли еретиков христианами. Поэтому католиков я никак не могу назвать христианами, а называю еретиками-латинянами».
А вот что писал святитель Феофан Затворник: «Католики помутили апостольское Предание. Протестанты взялись поправить дело и ещё хуже сделали. У католиков папа один, а у протестантов — что ни протестант, то папа». В одном из писем святитель прямо указывает: «Ни латинской церкви, ни тем паче протестантских общин не следует признавать истинными Христовыми Церквами, потому что они несообразны с Апостольским Церкви Божией устроением».
Как-то я спросил священника, который долгое время нёс послушание в Южной Америке, спасутся ли католики. Он ответил: «Конечно! Если покаются и примут православие в Русской Православной Церкви».
Святые высказывались однозначно
Хотел бы привести ещё несколько цитат. Преподобный Иосиф Оптинский: «Душе же неправоверующего, умершего при своих заблуждениях и не принесшего в них искреннего покаяния пред Господом, какая может быть надежда на спасение? Как и о чём молиться за такую душу?»
Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Только Православная Церковь есть столп и утверждение Истины, ибо в ней почивает вечно Дух Истины, свидетельствующий непрестанно и громко всему миру об истине её».
Священномученик Киприан Карфагенский: «Если рассмотреть веру тех, которые веруют вне Церкви, то окажется, что у всех еретиков совсем иная вера; даже, собственно говоря, у них одно изуверство, богохульство и прение, враждующие против святости и истины».
Священномученик Иларион (Троицкий) в книге «Христианства нет без Церкви» писал: «Мы должны признать истину: христианство от Церкви совершенно неотделимо и без Церкви христианство невозможно».
Святой Афанасий Великий начинает свой «Символ веры» такими словами: «Кто хочет спастись, тот должен прежде всего содержать кафолическую (то есть цельную, не повреждённую заблуждениями. — Ред.) веру, коей если кто не соблюдёт в целости и непорочности, тот несомненно погибнет навсегда».
«Радуйтесь и веселитесь, что вы оказались благочестивыми православными христианами! — призывал греческий священномученик Косма Этолийский. — И плачьте и сожалейте о нечестивых, неверующих и еретиках, которые идут во тьму и в руки дьявола».
Не подражайте сомнительным учителям
Хочу рассказать о собственном опыте. Когда я был ещё совсем юным и только начинал ходить в храм, я не мог понять, почему спасутся только православные. Сколько хороших, добрых людей вокруг! Неужели все погибнут?
У меня был хороший друг, батюшка. Однажды он говорит: «Как ты думаешь, преподобный Серафим Саровский точно спасся?» — «Конечно же, — ответил я. — Никаких сомнений!» — «А Игнатий Лойола? Фома Кемпийский? Франциск Ассизский? Спаслись ли они?»
Тут я задумался и говорю: «Я не могу быть в этом уверен!» — «А что говорить о Магомете, Будде и прочих?» — «Ну это как-то совсем сомнительно, что они спаслись».
«Вот видишь, — говорит мне священник. — Православные святые точно спаслись. На них и ориентируйся, живи, как они жили и учили. А то на Страшном суде поставят нас всех и спросят: «Кому ты подражал? Если Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому, блаженной Ксении — иди в Царствие Небесное. А если Фоме Кемпийскому, Игнатию Лойоле и другим сомнительным учителям, то, прости, ты проводил жизнь неправильную. Как же ты можешь Царствие Небесное наследовать?»
Могут спросить: а если люди, находящиеся вне Церкви, делают добро ближним? И для них есть путь: те, кто живёт по совести, могут прийти к православной вере. Если язычники, магометане, индуисты будут творить добро и дела милосердия, Господь откроет им красоту и истину православия и приведёт в Церковь. Только тогда может идти речь об их спасении.