Несчастная любовь это не повод для монашества
— Те, кто приходит в монастырь из-за какого-то бедствия в миру или из-за невзаимной любви, долго здесь, как правило, не задерживаются. Приход в монастырь по этой причине означает, что это будет плохой монах. И постригают только тех, кто пришёл сюда не от некоей нужды, а потому, что желает посвятить и своё тело, и душу, и всю жизнь Богу. Нельзя давать обеты Богу из-за того, что ты, по твоему мнению, не влюбишься, не организуешь свою семью, не добьёшься успеха в мирской жизни.
У меня же монашеский путь был вполне естественным. С момента крещения в пятилетнем возрасте я ходил в храм. И церковь была местом, где я чувствовал себя хорошо.
Так сложилось, что с детства я очень трепетно относился к монашествующим. Одна из причин — потому что встречаться с ними приходилось не так часто. Ведь священника на приходе всегда видишь. А когда изредка приезжал какой-нибудь монах послужить в наш храм, это было событие для нашей общины. Я понимал, что это особенные люди.
Думал об этом и при поступлении в Московскую духовную семинарию. А тут уже получил много примеров истинной монашеской жизни от насельников, преподавателей, монахов Троице-Сергиевой лавры. Потому, когда я окончил семинарию, проведя четыре года в монастыре, и через несколько месяцев принял монашество, внешне какого-то ощутимого перехода в другую жизнь у меня не случилось.
Но на духовно-нравственном уровне, составляющем сакраментальную часть души, конечно, произошли определённые сдвиги.
Главное, что ты теперь всегда чувствуешь покровительство Господа Иисуса Христа, Которому обеты давал. Чувствуешь Покров Царицы Небесной — как все знают, Она любит монашествующих. И, надеясь на эту помощь, понимаешь, что ты не один идёшь по этому монашескому пути, а имеешь о себе некое Промышление Божие. Это меня всегда укрепляло. И за десять лет своей монашеской жизни я ни разу не пожалел, что стал монахом.
Какие люди нужны монастырю
— Наш монастырь действительно самый старый в Москве. И уникальный. Он не раз менял своё местоположение. Сначала был на Даниловском Валу, потом — в Кремле (теперь там осталось только название башни — Спасская) и, наконец, здесь — на Крутицком холме. В монастыре есть усыпальница бояр Романовых — царских предков. Тут же погребена известная московская старица инокиня Досифея, которую многие знают как княжну Тараканову. Здесь похоронен и великий князь Сергей Александрович Романов, столичный губернатор, убитый террористами.
Очень много людей идут к нам, чтобы поклониться святыням, помолиться, исповедаться и услышать пастырское слово.
А вот нас самих мало. В обители — всего 23 монаха. Этого недостаточно. Большей частью братия уже преклонного возраста, некоторые болеют. Слава Богу, что они могут молиться, совершать богослужения. Но ведь хотелось бы, чтобы братия участвовала не только в духовной, но и в административно-хозяйственной жизни монастыря, как это было испокон веков, когда монастыри управлялись только монашествующими. А сейчас, к сожалению, у нас по восемь сотрудников на одного монаха. Правда, сотрудники монастыря — большей частью верующие люди, ходят в храм, причащаются, и это отрадно.
А пополнение братии — процесс не быстротечный. Вот сейчас мы постригли в мантию тех собратьев, которые были в иноческом сане и ждали этого момента по восемь лет. Ведь тот, кто хочет войти в число братии, должен пожить в монастыре, понять, может ли он нести это бремя. Потому что монашеская жизнь в общем-то сама по себе скучна: это утреннее богослужение, трапеза, послушание, вечернее богослужение, трапеза, вечернее правило. И так изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год.
И те люди, которые ставят перед собой какую-то иную цель, а не спасение своей души и не посвящение себя Богу, просто не смогут в этом сите просеяться.
Монаху чудо привычнее
— У верующего человека чудеса не должны вызывать удивления, потому что они у нас совершаются в рабочем порядке и практически ежедневно, если не ежечасно. Каждое чудо — личное дело человека, которое происходит для того, чтобы он удостоверился или утвердился в вере Христовой. Или какие-то колебания в вере у него возникли, и Господь посылает ему чудо. Если христианин внимателен к своей жизни, он увидит чудеса на каждом шагу.
Монахи — это те же люди, что и миряне, только они решили, что жизнь их должна принадлежать Богу без остатка. В этом тоже, может быть, чудо с их стороны, и Господь посылает им чудеса.
3 факта о владыке Савве
В прежней жизни его звали Александр Михеев. Он родился 10 мая 1980 года в семье рабочих.
Почти одновременно окончил Московскую духовную академию и светский вуз — Рязанский педагогический университет.
В 21 год стал монахом, в 30 лет — самым молодым наместником самого старого в Москве монастыря, в 31 — самым молодым епископом РПЦ.