Будучи выпускником истфака МГУ, он принял монашеский постриг. А будучи священником, стал государственным чиновником. Его история уникальна. В миру архимандрит Филипп известен как Вениамин Владимирович Симонов, доктор экономических наук, директор одного из департаментов Счётной палаты РФ. Его считают одним из ведущих экономистов страны, а он ещё и историк — заведует кафедрой на истфаке МГУ и служит в московском храме Святителя Николая в Отрадном. Как совмещается всё это в одном человеке?
«Чиновники в рясах» для Византии были нормой
— В одном из ваших интервью вы рассказываете, что ещё в школе решили стать монахом. Откуда такое желание в богоборческой стране?
— Я не из тех, кто считает необходимым плевать в своё прошлое, в своих учителей, в свою страну. Какое бы пугало сейчас из неё ни делали, я в ней родился, прожил полжизни, учился, формировался. И в моём доме, в моей школе, в моём университете нас учили быть честными и порядочными людьми. Не «давали знания», но учили, как и откуда их брать и что с ними делать.
Вот я и брал. Учился анализировать. А ещё можно было посещать, например, Троице-Сергиеву Лавру, куда я впервые поехал с родителями. Мама в институте писала курсовую по Лавре, ездила туда в 1950-х годах после восстановления монашеской жизни, и мы как-то поехали посмотреть, как там всё за 20 лет преобразовалось.
Помню, служили обедню в Успенском соборе: народа не много, был чин о Панагии. Отцы тогдашние — с добрыми глазами, не нам чета — говорили просто и делали, как Бог вёл: «На, мальчик, возьми…» Сама жизнь — внешняя, конечно, что там я мог увидеть в 15 лет! — была совсем как дома. А кто пришёл в монастырь и почувствовал себя дома, тому в нём и остаться!
— В середине 1990-х, будучи иеромонахом, вы становитесь аналитиком Московской межбанковской валютной биржи. Очень нестандартный для монашеского пути поворот. Как он произошёл?
— Стандарты определяются временем и устройством головы. Для византийского имперского двора «чиновники в рясах» были нормой. Могу сказать одно: не мы выбираем. «Кого Он предопределил, тех и призвал». А куда призвал и к чему приставил — это Его дело. Наше дело — исполнять там, где поставлен, и исполнять неленостно.
— Патриарх Алексий II благословил вас не оставлять научную и чиновничью карьеру. Он как-то объяснял такое своё решение?
— Если можно, я воспользуюсь очень точно сформулированной мыслью другого святителя, нашего современника: «Если у вас в монастыре кандидат наук моет полы, то где-то точно непорядок: или в монастыре, или в голове у игуменьи». А послушание госчиновника в ряде аспектов очень сродни монашескому: часто приходится, как в известном рассказе о старце и послушнике, сажать рассаду корнями вверх, чтобы выросло послушание!
Пандемия как аргумент
— Что сегодня происходит с экономикой в мире и у нас в стране и как это всё сочетается с библейской картиной мира?
— В начале кризиса 2008 года я в докладе в РАН сказал, что этот кризис нестандартный: мы видим кризис экономической модели, основанной на расширении потребления кредитными инструментами. Это перекладывание расходов на будущее — и на личном, и на государственном уровне.
Несмотря на множество антикризисных мер, реализованных с тех пор, главной меры никто пока не предложил: нет принципиально новой модели экономического роста. Нынешняя пандемия, за которой стоят и экономические проблемы, тому подтверждение. Пока не родится новая модель, будет продолжаться деструкция — мягкая или жёсткая. Но это не первый в истории кризис цивилизационного характера: я историк, я в курсе дела. И рисовать на его основе апокалиптические картины я бы не стал. Прежде всего потому, что не наше это дело: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец», — сказано в Евангелии.
Наше дело — совершенствовать те обстоятельства, которые нам даны в дни нашей жизни, совершенствовать себя в этих обстоятельствах, оставаясь верующими и порядочными людьми.
Не забывать про день седьмой
— Кто в Библии, по-вашему, является образцом настоящего христианского экономиста?
— Апостол Павел, который говорил: «Нуждам моим и нужд ам бывших при мне послужили руки мои сии». Труд, организация труда и жизни — не только своей и не только бывших с ним, но и всего христианского мира — разве это не эффективная экономика, которая по-гречески — «умение вести дом»?
— Есть ли в Библии высказывание об экономике, которое вам близко?
— «Шесть дний делай и сотвориши в них вся дела твоя, — говорится в Библии. — В день же седмый, суббота Господу Богу твоему. Да не сотвориши всякаго дела в онь ты и сын твой и дщерь твоя, и раб твой и раба твоя, и вол твой и осля твое и всякий скот твой, и пришлец обитаяй у тебе».
Это та заповедь, забыть которую современный мир настоятельно требует. Нынешняя жизнь — это работа «на смерть». Большинству — ради обеспечения куска хлеба насущного на сей день. Для меньшинства — ради погони за всё большей выгодой. И всем — ради удовлетворения потребности в растущем потреблении.
Однако развитие общества всегда оценивалось не столько уровнем потребления, сколько наличием у его граждан свободного времени. Только в это время, когда ты не «у станка», ты можешь заняться собственным ростом — духовным, культурным, образовательным; в общем, всякого рода совершенствованием себя.
Когда человек падает от усталости после неограниченного рабочего дня, даже если он в воскресенье попадёт в церковь с красными от недосыпа глазами, то в основном затем, чтобы вздремнуть стоя, как упаханная лошадь. Какой тут духовный рост?