Для этой постановки не понадобилось ни сцены, ни зала с креслами. Зрители проходят в сумрачный подвал, садятся на вращающиеся стулья и готовятся к погружению в виртуальную реальность. Каждому дают тяжёлый VR-шлем: на голове крепятся специальные очки и наушники.
Дальше включают изображение и звук. Первое ощущение — вы находитесь в глубоком колодце или в шахте лифта. Неуютно, даже жутковато. По стенам плывут старые фото… От вас зависит, на каком из них сосредоточить взгляд. Тогда картина меняется: возникает видео, созданное из многочисленных фото семьи Романовых. Вы словно попадаете внутрь их альбома с семейными фотографиями. А дальше — монолог одного из героев или эпизод с участием актёров.
Спектакль основан на документах, в нём нет вымысла. Авторы проекта изучили множество архивных материалов и с максимальной достоверностью воссоздали события. Многие детали ссыльной жизни Романовых воспроизведены по дневникам Николая II и Александры Фёдоровны. Рассказ ведётся и от лица детей: цесаревича Алексея, его сестёр. А рядом говорится о тех же событиях, но от лица тех, кто их убил. Несколько участников расстрельной команды оставили подробные свидетельства: каждый с гордостью вспоминал, как соперничал за право первым выстрелить в царя.
— Изучая документы, мы поняли, что одним из последних был расстрелян цесаревич Алексей, — говорит режиссёр спектакля Михаил Патласов. — Он видел смерть отца, матери, сестёр. У меня до сих пор мурашки по коже от этой мысли. Мы должны ещё раз пропустить это через себя, отбросив мифы и оставив факты.
После эпизода, рассказанного цесаревичем Алексеем, можно выслушать признания руководителя расстрела Якова Юровского, его заместителя Григория Никулина. Это производит сильное впечатление. Становится понятно, почему зрителей не посадили в привычный зал: то, что произошло в ту июльскую ночь 1918 года, трудно представить на сцене — с кулисами, аплодисментами, букетами цветов. Нам предлагают не зрелище, а восстановленную историческую реальность. Цель авторов — сделать так, чтобы зрители почувствовали себя не наблюдателями, а участниками. И не только жертвами казни, но и невольными наследниками палачей. Не случайно в названии спектакля акцент сделан на «я».
— В нашей стране не было покаяния, — говорит исполнитель роли царя Николая художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов. — Преступление в подвале Ипатьевского дома — не далёкое прошлое, а наше, сегодняшнее. Мы не должны об этом забывать. Поэтому так важно рассказать о тех событиях современным языком, особенно молодому поколению.
Показы проходят в подвале Нового пространства Театра Наций. Вход — между зданиями 10 и 12/2 (Страстной бульвар). Сайт спектакля: theatreofnations.com/events/ ja_ubil_tsarja