В Новой Третьяковке до 10 мая можно увидеть главные святыни Владимиро-Суздальского музея-заповедника — от огромного церковного фонаря XVII века весом 160 кг до древних литургических сосудов и парчовых облачений русских святителей.
Как Рублёв утешил владимирцев
Один из главных экспонатов — Владимирская икона Божией Матери кисти Андрея Рублёва. Это первый, самый древний список со знаменитого византийского образа, который ныне хранится в московском храме-музее Святителя Николая в Толмачах. В 1395 году тот византийский шедевр перенесли в Москву для защиты от армии Тамерлана. В утешение для «осиротевших» жителей Владимира москвич Рублёв исполнил свой вариант образа, исполненный особенной нежности и теплоты.
Вскоре и эта икона прославилась как чудотворная. «Сюжет материнства здесь выражен в совершенной форме — просто, лаконично и глубоко», — восторженно писал Игорь Грабарь в 1918 году, когда образ раскрыли реставраторы.
Крестику Власия 900 лет
А встречают посетителей «Златые врата» суздальского Рождественского собора 1230 года. На высоких створках — 28 новозаветных сюжетов, от Рождества до Пятидесятницы. Всё писано золотом по металлу: сначала мастер процарапывал рисунок, затем металлический лист сильно разогревали и втирали в углубления смесь ртути и золота. Технология оказалась на редкость надёжной.
В разделе «Клады» — древнейшие предметы: восточные монеты-дирхамы IХ века из клада, найденного в Муроме. Кстати, дирхам сегодня — денежная единица Объединённых Арабских Эмиратов. Таким образом, Русь ещё в древности активно торговала со странами Ближнего Востока и Средней Азии.
Маленький, чуть более сантиметра, но трогательный экспонат — нательный крестик из сланца с надписью: «Господи, помоги рабу Своему Власию. Аминь». Святыне 900 лет. Её нашли в 1956 году на Пировом селище. Это территория нынешней Владимирской области, сильно пострадавшая от монгольских нашествий и позже совсем обезлюдевшая. Мы не знаем, кем был Власий, но можем помянуть его в молитвах.
Знаменный распев
Особенность выставки — сочетание древностей и самых современных технологий. Отдельный зал занимает звуковая инсталляция. Зал посвящён знаменным распевам, которые пришли на Русь из Византии, но вскоре обрели у нас особое звучание. Входишь — и застываешь от красоты этого пения. Так оно звучало под сводами владимирских соборов в эпоху святого Андрея Боголюбского и князя Всеволода Большое Гнездо.
Тут же можно надеть наушники и послушать, как искусствовед Ирина Старикова говорит об истории церковной музыки и крюковом нотном письме из чёрточек, точек и запятых. А на светящихся подставках, похожих на аналои, — певческие богослужебные книги XIII века: кондакарь, стихирарь, триодь.
Полёт над Русью
В каждом зале выставки есть видеоэкран с наушниками: специалисты музея за несколько минут дают максимум полезной информации. Например, в разделе «Ткани», где находятся пелены, хоругви, плащаницы и облачения, реставратор Дарья Халиулина объясняет тонкости лицевого и орнаментального шитья и отмечает загадочное явление: некоторые церковные предметы из шёлка, созданные в XVI веке, сохранились лучше, чем шёлковые предметы конца XIX века. Может, оттого, что в древности всё делали с молитвой?
Завершает выставку 10-минутное видео под названием «Великое княжество»: мы словно летим над русскими землями, снятыми в разное время года. Эффект погружения возникает от необычной ширины экрана — почти 30 метров. От высоты и стремительности этого полёта захватывает дух, а красота Северо-Восточной Руси приводит на память стихи Блока: «А ты всё та ж, моя страна, / В красе заплаканной и древней…»
Адрес выставки «Великое княжество. Сокровища Владимиро-Суздальской земли»: ул. Крымский Вал, 10