Зимой 1914-1915 годов в Москве в недавно открытом Музее изящных искусств им. императора Александра III состоялась благотворительная выставка первой русской женщины-скульптора Анны Голубкиной. Сегодня Третьяковская галерея воспроизвела давнюю экспозицию. В числе представленных произведений — горельеф «Тайная вечеря».
На первый взгляд он похож на знаменитую фреску Леонардо да Винчи: Христос в центре, ученики по обе стороны от Него. Но содержание горельефа иное: это не момент, когда Спаситель говорит о будущем предательстве одного из апостолов, а глубокая внутренняя молитва. Руки Христа сложены, скорбный лик обращён к невидимому Отцу. Таким образом, Голубкина совместила два сюжета — Тайную вечерю и Моление о чаше в Гефсиманском саду.
Эту скульптуру она поместила в центральной части своей экспозиции. Шла мировая война, трагический образ Христа накануне казни был близок многим посетителям выставки. Российские газеты того времени восторженно писали: «Никогда ещё русская скульптура так глубоко не хватала за сердце зрителя… Эта выставка стала бескровной победой русского духа в дни великих испытаний».
Все доходы от проданных билетов, открыток и слепков Голубкина направила «на дело помощи раненым воинам» — в лазареты и в госпитали. Поступок, характерный для неё: она всегда жила скудно, питалась в основном хлебом и чаем, просто одевалась и всё заработанное раздавала нуждающимся. К творчеству Анна Семёновна относилась как к служению, требующему самоотречения и аскетизма. В одном из писем подруге она объясняла, почему не имеет семьи: «Искусство — это подвиг, тут нужно всё забыть, всё отдать, а женщина в семье — пленница».
Сегодня мы имеем возможность увидеть её выставку в главном корпусе Третьяковки в Лаврушинском переулке. Там же можно ознакомиться с архивными документами: каталогом 1914-1915 годов, письмами Анны Семёновны, уникальными фотографиями прежней экспозиции.