Православная газета

Священники тоже играют в футбол

О вере, Олимпиаде и геополитике

Священники тоже играют в футбол
Отец Павел в день праздника Благовещения. Фото: pstbi.ru

На вопросы, которые волнуют сегодня многих, отвечает председатель отдела по физкультуре и спорту при Епархиальном совете Москвы, настоятель храма в честь Собора московских святых Павел Симонов.

Надо ли участвовать в Олимпиаде?

— Идёт много споров о том, надо ли нашим спортсменам ехать на Олимпиаду при условии, что они будут выступать без флага и гимна, а возможно, ещё и потребуется публичное осуждение нашей власти. Вы что об этом думаете?

— Когда спортсмен едет на международные соревнования, он всегда представляет свою страну, и ему очень важно декларировать её флаг и гимн. Я не осуждаю спортсменов, которые выступают под нейтральным флагом, — это их право. Но лично мне ближе позиция людей, которые из-за соображений патриотизма отказываются ехать на такие игры.

— А нужно ли нам участие в международных соревнованиях и спортивных организациях, которые находятся под диктатом наших геополитических противников? Может, свои учредить?

— Очень важный вопрос, который надо серьёзно переосмыслить. К этому идёт. Приблизительно год назад президентом Владимиром Владимировичем Путиным была организована конференция по развитию спорта до 2030 года. Там как раз говорилось, что России необходимо придумывать новые форматы и концепции, вкладывать силы и средства в учреждение своих спортивных мероприятий.

Спорт – реклама физкультуры

— А зачем православным людям вообще спорт? Может, сделать приоритетом физическую культуру, а не спорт?

— Есть на этот счёт любопытная точка зрения доктора медицинских наук, профессора Ивана Николаевича Шевелёва, который считал, что профессиональный спорт является рекламой физической культуры: за счёт здоровья небольшого количества людей пропагандируется правильный образ жизни и подвигаются к занятиям массы. Но ради чего всё это? Из истории нам известно, что в проведении международных Олимпийских игр существовал длительный перерыв до 1896 года, когда французский спортивный и общественный деятель барон Пьер де Кубертен инициировал их возобновление. Так вот, мотивацией к этому отчасти послужил проигрыш слабо подготовленных солдат Франции во Франко-прусской войне 1870-1871 годов. Кубертен продвигал идею создания спортивных кружков и возрождение Олимпийского движения с целью укрепления обороноспособности соотечественников. Я понимаю такую позицию и считаю, что задача соревнований состоит, в частности, в укреплении здоровья для того, чтобы мы стали сильнее, крепче и смогли оборонять свою Родину. Не обязательно быть профессионалом, можно заниматься спортом для себя, но в целом наша нация должна быть готова послужить на пользу Родине.

По поводу церковного взгляда могу сказать, что Церковь окормляет и поддерживает православных спортсменов, помогает им стать ближе к Богу, но не одобряет отдельные виды спорта, приводящие к увечьям, или употребление запрещённых веществ.

Церковный взгляд на большой спорт

— Как с духовной точки зрения воспринимать спортивные страсти, достижение побед и рекордов любой ценой?

— Позиция Церкви — выступай честно, а Бог распределит результаты. Если не удастся стать первым, то постарайся увидеть в этом волю Божию, задуматься, для чего это тебе дано, и принять со смирением и пониманием, что Господь всё делает для твоего спасения.

— Правда ли, что спортивные игры с участием священнослужителей становятся гораздо добрее, человечнее, чем в профессиональном спорте?

— Да, действительно, священнослужители для поддержания формы нередко принимают участие в спортивных мероприятиях, например играют в футбол. Когда священники на поле, даже неверующий противник волей-неволей проявляет уважение, старается играть без грубости, разумеется, не употребляет непечатные выражения. Сам я в последнее время редко играю в футбол, в основном занимаюсь на тренажёрах, штангой, гантелями. Так получилось, что в своё время и с будущей супругой мы познакомились на футбольном матче. Я служил алтарником в храме Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, и мы договорились с алтарниками храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове сыграть в футбол. Девушки-прихожанки пришли поддержать свои команды. Так мы познакомились, начали общаться, потом я два года отслужил в армии, а когда вернулся, мы решили повенчаться.

Вера рекордам не помеха

— Может ли по-настоящему верующий человек стать великим спортсменом?

— За время работы председателем отдела по вопросам физкультуры и спорта при Епархиальном совете Москвы я познакомился со многими православными спортсменами. Это, например, президент Континентальной хоккейной лиги, знаменитый хоккеист Алексей Морозов — многодетный отец, прекрасный семьянин. Или заслуженный тренер по футболу Юрий Павлович Сёмин, который очень помогает нам в проведении спортивного праздника для детей из малоимущих семей и детей-инвалидов «Рождественская радость». Таковы и рекордсмен мира по плаванию Антон Чупков, тот же чемпион мира Фёдор Емельяненко и много других великих спортсменов, православных христиан.

— Есть ли противоречие между душой и телом в том, что человек отдаёт всего себя спорту?

— При правильной христианской жизни противоречий нет. Должна быть синергия души и тела — то есть гармоничное дополнение друг друга. Важно при этом постоянно заниматься самоанализом, исповедоваться, причащаться.

Текст: Марина МОРОЗОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most