В феврале будущего года на Крымском Валу откроется выставка известного московского скульптора Владимира Лепешова. Она необычна: хотя автору недавно исполнилось 50 лет, он решил не устраивать отчёт о проделанном, а показать зрителям лишь самые важные работы — о том, что занимает в последнее время всё его существо.
До первой слезы государя
Скульптуру «Царская семья» Лепешов задумал ещё в 1990-х, до канонизации страстотерпцев. Персональной студии у него тогда не было, и он ваял в мастерских Академии художеств под руководством своего учителя академика Владимира Цигаля.
Эта работа заняла более 10 лет. Специально откладывал её на время, чтобы освежить взгляд и снова вернуться. Пока наконец не добился искомого. Когда взглянешь, кажется, что по щеке царя Николая вот-вот покатится слеза.
— Это не застывшие лики, тут всё живёт, — говорит настоятель Успенского храма в Путинках протоиерей Алексий Гомонов. — Лицо каждого члена царской семьи выражает решимость, веру и преданность Богу.
Отец Алексий был одним из первых, кто увидел завершённую работу. В то время он как раз строил в селе Аляухове под Звенигородом церковь в честь Царственных Мучеников. И попросил Лепешова сделать бронзовую копию. В 2015 году её установили у храма на гранитном постаменте. Такой же памятник заказала недавно игуменья Антония, настоятельница женского монастыря под Хабаровском, где тоже строят храм в честь царской семьи. Так началась православная тема в творчестве Лепешова.
— Известно, что семья Николая II оказывала покровительство художникам, — говорит он. — Вот она меня и ведёт по жизни. Я православный, именно так это ощущаю.
Святитель не делил русских
Крестился Лепешов в 20 лет, на 3-м курсе Суриковского института. Почему, отвечает прямо: «Бесы взяли за горло». Крестился в Сергиевом Посаде, где семья осела после долгих скитаний по Советскому Союзу. Место жительства выбрал отец Владимира, архитектор по профессии.
— Я понял однажды, что мне интересны сюжеты русской истории, которые обойдены вниманием художников, — говорит скульптор. — Например, трагедия и подвиг Патриарха Тихона. Так родилась работа «1917-й».
В центре композиции — лицо святителя Тихона. Над ним — серафимы, внизу — красноармейцы в будённовках с наручниками наготове.
— Его душа была истерзана информационной Голгофой. Белые называли Патриарха Тихона красным, красные его ненавидели. А он не делил русских на красных и белых. Его готовность примирить соотечественников во имя веры, даже ценой собственной репутации и самой жизни, — это, мне кажется, и есть настоящее православие, — считает Лепешов.
Помолись — и Бог подскажет
Попытка дать свою версию событий, о которых до сих пор спорят историки, а иногда и священство,— дело непростое. Нередко Лепешов советуется с духовником.
— Делюсь планами с отцом Николаем Фатеевым, до недавнего времени настоятелем храма Праведного Алексия Мечёва в Бескудникове, — рассказывает он. — Я уже года три как служу там алтарником. А ещё в моей мастерской в Ростокине бывал настоятель Тихвинского храма в Алексеевском отец Георгий Гуторов. Даже отслужил молебен о начале всякого дела. Вот такая мощная у меня духовная поддержка.
Впрочем, бегать к батюшке за благословением на каждую работу скульптор считает необязательным. Говорит, когда действительно задумываешь что-то серьёзное, лучше сначала помолиться тихо в алтаре. Господь всегда найдёт способ подсказать, стоящее ли это дело.
Выставка продлится с 4 по 27 февраля 2022 года в Выставочном комплексе Московской центральной художественной школы по адресу: ул. Крымский Вал, 8. Сайт: art-lyceum.ru. Вход свободный