Очень много самых разнообразных откликов вызвал вышедший недавно на экраны американский фильм «Не смотрите наверх», который уже попал в оскаровский список. Любопытно, что многие критики и зрители увидели в нём прямо противоположные смыслы.
Сама эта история — о том, как два астронома обнаружили гигантский метеорит, приближающийся к нашей планете и способный её уничтожить. До трагедии оставалось полгода, и ещё можно было успеть отвести угрозу. Однако очень непросто оказалось побудить к этому человечество. В телевизионных ток-шоу астрономов выслушивали в лучшем случае с благожелательным любопытством, но без особой тревоги. Гораздо больше эмоций у ведущих и зрителей вызывали шумные разводы звёзд шоу-бизнеса. И главными новостями оставались политические скандалы, а вовсе не смертоносный метеорит. Ну а власти были куда больше озабочены предстоящими выборами, чем грядущей из космоса всеобщей гибелью. И людей убеждали не смотреть наверх, где всё ярче светился метеорит. Когда же всё-таки все спохватились, предотвращать катастрофу оказалось уже поздно.
Так вот, толкуют этот сюжет очень по-разному. Кто-то счёл, что это обличение американского общества. Кто-то — украинского. Одни говорят, что это сатира, направленная на демократию и на политику вообще. А исполнитель главной роли Леонардо Ди Каприо, например, заявил, что это фильм о «неспособности людей современной культуры прислушиваться к научной истине».
Меня очень удивило, что я не обнаружил ни одного религиозного толкования этого нашумевшего фильма. А ведь такой взгляд кажется мне совершенно очевидным и самым близким к смыслу происходящего на экране. Ведь о чём картина, если в двух словах?
О том, что люди могут спастись, но им не до того.
Так это же и есть главная религиозная проблема каждого из нас и человечества в целом. У нас есть возможность спасения. Но зачастую мы отвлекаемся на суету, на различные соблазны, на временное в ущерб вечному. И название фильма очень точное. «Не смотрите наверх» — это же призыв современного общества: не думать о спасении души, о Боге. И не случайно так сильно звучит в последней части фильма коллективная молитва отчаявшихся людей.
Фильм новый, а история вечная. О том, что много званых, но мало избранных. О том, что под различными бытовыми и суетными предлогами люди сами отказываются от главного приглашения к спасению.