Недавно поэтесса Олеся Николаева и её муж — священник и писатель Владимир Вигилянский — побывали в Прибалтике, где проводили творческие вечера со своими читателями. Одна из таких встреч стала источником удивительных впечатлений и открытий, которыми отец Владимир поделился в своём блоге.
Предельный реализм
В Риге, где мы выступали в книжном магазине «Полярис», хозяин магазина Василий Быстров подарил мне красочный альбом, отпечатанный в Италии, «Окаянные годы. Революция в России глазами художника Ивана Владимирова» (2019, Ruzhnikov Publishing, London).
Я уже писал об удивительном художнике И.А.Владимирове (1870-1947), оставившем несколько сотен своих картин, рисунков и акварельных набросков о революционных и смутных временах в 1905 и в 19171925 годах. Иван Алексеевич был мастером уникального жанра — «живописным» корреспондентом газет и журналов, отображавшим моменты конфликтов, уличных столкновений, бытовые сцены. Причём если его редкие коллеги по этому жанру работали карандашом или тушью, то Владимиров мастерски владел и акварелью, которая в его руках становилась инструментом предельно реалистического отображения действительности.
Посмотрите, как художник передаёт в своих многофигурных картинках действия, движения и жесты! Именно это создаёт эффект эксклюзивности и раритетности его картинок.
«Живописные репортажи» о гонениях
Из монографии о жизни и творчестве И.А.Владимирова, написанной внучкой художника искусствоведом Наталией Игоревной Ботаревич («Всю жизнь я служил России…». СПб., 2013), я узнал, что Иван Алексеевич был сыном выпускника Духовной академии, а его мать — известная английская художница-акварелистка. Узнал я и о том, что у него было семеро детей (первая дочь умерла в младенчестве), что он был всю жизнь верующим человеком, пережил ленинградскую блокаду, которую тоже отобразил в своём творчестве…
Меня заинтересовали образы священников в опубликованных картинках Владимирова. Таких я насчитал более пятнадцати. Вот как называются некоторые из них: «Помещик и священник приговорены к смерти революционным трибуналом. Валдай, 1919», «Священники закапывают церковные ценности на кладбище (под Лугой). 1922», «Похороны в 1919 году», «Принудительная очистка конюшен священнослужителями», «Реквизиция церковного имущества церкви Введения на Петроградской стороне», «Священников ведут на суд. Сцена на Невском проспекте. 1922»…
Страшная находка на даче
В этой же книге «Всю жизнь я служил России…» есть несколько потрясающих архивных текстов, в том числе об убийстве священника Георгия Гапона.
Дело в том, что Иван Алексеевич Владимиров вместе с известным художником Н.И.Кравченко 30 апреля 1906 года поехал в Озерки, чтобы найти там летнюю дачу в аренду. Им приглянулась одна — рядом с нею они нашли и хозяйку, которая открыла её для осмотра. Вход на 2-й этаж был заперт, но хлипкий замок не помешал будущим дачникам открыть эту дверь. На 2-м этаже в одной из комнат они с ужасом обнаружили труп повешенного человека. Обыскав карманы, они нашли свидетельства, по которым поняли, что перед ними знаменитый священник Г.А.Гапон, находившийся в розыске с 28 марта. Как впоследствии выяснилось, его убила группа эсеров во главе с П.М.Рутенбергом по кличке Мартын.
Была вызвана полиция. Пока она не появилась, художники (Кравченко был художником-корреспондентом газеты «Новое время», а Владимиров — «Огонька» и «Петербургского листка») стали зарисовывать с натуры положение повешенного.
Позже, когда прибыло полицейское начальство, а Владимирову привезли фотоаппарат, были сделаны снимки трупа и комнат дачи. Эти снимки сейчас широко опубликованы, но не было известно, кто их автор.
И ещё один важный момент. В исторической литературе и в полицейских донесениях имена художников — непонятно по какой причине — ни разу не упоминались.
Я стал разыскивать в Интернете рисунки Кравченко и Владимирова, относящиеся к этому событию. И вот удача: нашёл-таки один на сайте Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. Там же хранятся фотографии казнённого Гапона. Рисунок явно принадлежит Владимирову, поскольку подписан буквой W. Именно так он подписывал некоторые свои картинки.
Такое маленькое открытие.