С понедельника по четверг, когда в храмах читают Великий канон, я лежал с приступом радикулита. Впервые за много лет не смог в эти дни ходить на службу. Досадуя, решил прочитать творение святого Андрея Критского сам. И обнаружил, что далеко не всё в нём понимаю.
Может, из-за языка? Нет, причина иная: канон построен на переосмысленных образах Ветхого Завета. Надо знать, кто такие Рувим, Дафан, Авирон, Офни, Финеес, Ламех, Иеровоам… Не говоря уже о более известных Исаве, Иакове, Лии, Рахили, Авессаломе. Но даже эти знания не гарантируют ясности. Потому что перед нами не просто молитвы, а поэзия. И довольно сложная.
Вот пример: «Жены́ ми две разуме́й, дея́ние же и ра́зум в зре́нии, Ли́ю у́бо дея́ние, я́ко многоча́дную, Рахи́ль же ра́зум, я́ко многотру́дную, и́бо кроме́ трудо́в, ни дея́ние, ни зре́ние душе́, испра́вится». Можно догадаться, что это молитва об исправлении души, но при чём тут Лия, первая жена библейского патриарха Иакова, и Рахиль — его вторая и особо любимая жена?
Нужно читать толкование. Оказывается, Лия здесь — символ телесных трудов: поста, поклонов, бдения. А красавица Рахиль — символ молитвы и духовного созерцания. Смысл песни в том, что и тело и душа верующего должны трудиться на равных, как трудился Иаков ради своих жён.
В храме я слышал эту песнь много раз, но над смыслом не задумывался. Текст произносит священник, кругом люди, в темноте горят свечи, периодически все опускаются на колени — вот на чём концентрируется внимание. Атмосфера. Словно это театральное действие и я один из статистов, призванный слушать, грустить, каяться. А понимать всё, что звучит, не обязательно. Главное — что священник всё понимает.
Выходишь после этого из храма и чувствуешь приятное довольство собой: всё сделал как надо. Пусть мало что понял, зато помолился, постоял на службе. Теперь можно заняться другими делами. Именно о таком расхожем отношении к вере писал протопресвитер Александр Шмеман: «Человек ожидает от религии своего рода терапии, лечения, которое вернёт ему счастье и спокойствие». А дальше в его книге «Великий пост» очень точно сказано о «сентиментальном подходе» к богослужению, когда оно становится лишь полезной рамкой для личной молитвы, вдохновляющим фоном, но при этом утрачивает свой главный смысл.
Увы, читая эти строки отца Александра, я ощутил, что он обращается и ко мне. В итоге те четыре дня болезни принесли пользу. Я словно увидел себя со стороны. Может, в этом и есть одна из целей Великого поста?