На первый взгляд Церковь не имеет к этому никакого отношения. Но недавно в Новом Манеже открыли выставку, посвящённую истории русского театра, и стало ясно, что нет на Руси сферы жизни, совершенно обособленной от православия.
Начинались отношения очень напряжённо. Святые Отцы осуждали актёрство. Царь Алексей Михайлович с подачи патриарха Никона запрещал «скоморошество с бесовскими играми». Но несмотря на влияние Церкви, власть иногда была не против зрелищ: Иван Грозный учредил Потешный чулан, включив скоморохов в число казённых людей.
Самым решительным был Пётр Великий: он приказал всем смириться с творчеством комедиантов. Особое значение театр приобрёл при Екатерине II: императрица умело использовала его в государственных целях. Когда понадобилось запретить масонство, она сама сочинила три комедии, где высмеивались масонские ритуалы. Знать хохотала на спектаклях, понимая, что с модой на масонство отныне покончено.
При этом многие церковные люди театр категорически не принимали. Преподобный Амвросий Оптинский говорил, что зрелища «укрепляют в молодых людях звериные чувства». Возможно, такая резкость шла от недостаточной осведомлённости: в реальности театр, где ставили пьесы Островского и Чехова, где играли Качалов, Ермолова, Комиссаржевская, стал великим искусством.
Впрочем, и тогда, и сегодня далеко не всякий спектакль стоит того, чтобы на него идти.
— Есть зрелища, которые стремятся привлечь шокирующими сценами, — говорит профессор, протоиерей Максим Козлов. — Чтобы не ошибиться в выборе, нужно заранее узнать, что вам предложат, почитать рецензии. Хороши классические пьесы, если они поставлены с тактом и вкусом. Вообще, восприятие настоящего искусства — не просто развлечение, а своего рода духовная работа.
Сегодня многие артисты — православные. Некоторые открыто говорят, как им помогают молитва и советы духовника. Актриса «Ленкома» Наталья Щукина в интервью нашей газете рассказывала, как в конце 2000-х годов, после смерти Александра Абдулова и аварии с Николаем Караченцовым, в театр решили пригласить батюшку. И тогда священник стоящего по соседству храма Рождества Богородицы в Путинках пришёл, чтобы освятить помещения «Ленкома». Для некоторых актёров это стало началом пути к вере, к храму, к новому пониманию своего творчества.