Под занавес прошлого года в московском храме Сергия Радонежского, что в районе Гольяново, произошло знаменательное событие. По словам настоятеля Петра Иванова, храм окончательно перешёл к новой экономической политике. Теперь подать поминальные записки можно исключительно за произвольное пожертвование, то есть никакого даже ориентировочного прейскуранта на поминовение здравствующих и почивших больше нет.
— Мысль зрела давно, а я всё никак не мог решиться, — рассказывает 34-летний настоятель. — Но весной храмы закрылись, пришлось принимать записки через Интернет, а деньги прихожане отправляли на наш банковский счёт. И отследить, какие деньги за какие записки посланы, было невозможно. Тогда мы сказали: посылайте, кто сколько сможет. Так привычные наши записочки обрели другую цену — по-настоящему жертвенную. После открытия храма мы окончательно отказались от фиксированного размера пожертвования на записки. Оказалось, что при таком отношении к поминаниям храм и финансово ничего не потерял.
Тут закономерен вопрос: стоило ли огород городить, если все остались при своих? Однако дело не в экономике. Отец Пётр подчёркивает: теперь на душе спокойно, ведь у храма нет, что называется, репутационных потерь. Люди, далёкие от церковных реалий, воспринимают ценник в храме, как в магазине. Им невдомёк, что это ориентировочная сумма пожертвования. И это может поколебать веру человека в истинность самого таинства. Так, собственно, и случилось в самом начале его служения.
— Я тогда был дьяконом, — рассказывает батюшка. — Одна наша знакомая решила окрестить ребёнка. Она была совсем новоначальная, и её не удивило, что перед крещением нужно прослушать беседу, исповедаться, причаститься, купить крестильные принадлежности. Но её буквально повергло в шок само наличие прейскуранта, в котором была написана сумма за крещение, причём немаленькая. Она так расстроилась, что ребёнка крестить не стала. Я тогда подумал: «Если стану настоятелем, отменю твёрдую плату и за таинства, и за требы, и за поминальные записки».
И действительно, как только в 2014-м его назначили настоятелем нового храма, плату за совершение таинств и треб он отменил: сколько можешь — столько жертвуешь. А теперь это правило действует и в отношении поминальных записок. Для отца Петра тут вопрос принципиальный.
— Каждый священник по Таинству Рукоположения имеет право и обязанность молиться за людей, поминать их имена перед престолом Божиим в алтаре, — говорит он. — Но ведь каждый из нас получил это право даром, незаслуженно, просто по Божиему милосердию. Так возможно ли просить конкретную сумму денег за то, что священник помолится в храме за тебя или за твоих родственников?