Есть в московском храме Святителя Мартина особая реликвия — Грузинская икона Божией Матери. С ней связана почти детективная история. Этот образ прославился многими чудесами и сыграл немалую роль в жизни России. Вот некоторые эпизоды его удивительной судьбы.
Бесценный трофей
В начале XVII века персидский шах Аббас разорил Восточную Грузию и вывез из неё чудотворный образ Богородицы, который позже, на Руси, назовут Грузинским. Известно, что шах беспощадно убивал христиан и превращал церкви в мечети. Но чтимые святыни персы сохраняли для продажи или для дипломатических подарков. Шах имел добрые отношения с русским царём и не раз направлял в Московию свои трофеи — христианские реликвии.
Сон купца Лыткина
Известие о пленённой иконе вскоре пришло на Русь. Ярославский купец Егор Лыткин решил её выкупить и послал своего приказчика Степана Лазарева в город Исфахан для совершения сделки.
Лыткин думал, что икона останется в Ярославле, но получилось иначе: во сне ему было открыто, что образ нужно украсить драгоценным окладом из бисера и отправить «в Двинскую область, в Чёрную гору». Речь шла о Черногорском Богородицком монастыре, который позже стали называть Красногорским.
Так святыня прошла путь из Грузии в Персию, а оттуда в Русские земли: в 1629 году — в Ярославль, а затем на север, в нынешний Пинежский район Архангельской области.
Чудесная подмога
С появлением иконы в монастыре начались чудеса. Слепой инок Питирим помолился перед ней и прозрел. Сотни приходящих паломников избавлялись от недугов.
Слух об этом дошёл до Москвы. В 1654 году по приглашению царя Алексея Михайловича и благословению Патриарха Никона святыню торжественно доставили в столицу. Чудеса продолжались: парализованные вставали, больные исцелялись, у детей прекращалась горячка.
Выздоровел и болящий сын Гаврилы Евдокимова, известного в Москве мастера по серебрению. По заказу счастливого отца с чудотворной иконы сняли копию — список. И этот образ тоже стал чудотворным.
Большевистский вандализм
Всего в Москве было сделано несколько списков с иконы, но почти все они оказались утрачены. Бесследно исчезла и сама икона. Её судьба после стольких странствий и чудес оказалась трагична: большевики разорили Красногорский монастырь и не пощадили святыню.
Известно, что образ имел великолепную ризу с изумрудами, сапфирами и алмазами. Сохранился документ: 10 апреля 1922 года ризу снял уполномоченный по изъятию церковных ценностей Фёдор Федухин. Он же вытащил икону из украшенного серебром киота. Власть интересовали лишь драгоценности. Вряд ли Федухин церемонился с древней святыней, которая находилась в ветхом состоянии…
Но в Москве сохранился один из редчайших списков чудотворного образа. С ним связана отдельная история.
Вклад царицы Прасковьи
Заказчиками этой копии были московские грузины, жившие в Иноземной слободе с начала XVII века. Они ходили в храм, называемый в народе грузинским, — Покрова на Воронцовом поле. Когда Грузинскую икону доставили в столицу, богатые люди из диаспоры позаботились о том, чтобы сделать с неё список. С тех пор этот храм стали называть церковью Грузинской Богоматери — по имени святыни.
В 1706 году в этот храм пожаловала вдовая царица Прасковья — бывшая супруга больного царя Ивана. Помолиться перед Грузинской иконой она приехала вместе с тринадцатилетней дочерью Аней — будущей императрицей Анной Иоанновной. Тогда же государыня сделала «вклад»: для святыни изготовили киот и драгоценную ризу.
Особое распоряжение
Как раз в правление Анны Иоанновны Грузинскую церковь обокрали: сняли ту самую подаренную ризу с иконы Божией Матери. Конечно, императрица Анна помнила давнее посещение храма со своей родительницей, когда они вместе молились перед святыней. Узнав о пропаже, она повелела сделать новую ризу, а в храме на Воронцовом поле отныне содержать охрану за казённый счёт.
Завершение странствий
Упоминание об этом храме есть в мемуарах писателя Алексея Ремизова: «В пять лет я стал ходить учиться к дьякону Покровской церкви на Воронцовом поле, её называли Грузинской по чудотворной грузинской иконе. Церковь эта давно снесена, и едва ли есть в Москве хоть один, кто бы вспомнил о ней, но я её сохраняю в памяти…»
Ремизов писал это в начале 1950-х годов. К тому времени Грузинского храма не было уже 20 лет. На его месте построили физико-химический институт.
Однако чтимую святыню сохранили: перенесли в храм Петра и Павла у Яузских ворот. Там образ находился в течение 60 лет. А 1 сентября 1991 года произошло важное событие: по благословению Патриарха Алексия II икону крестным ходом доставили в один из самых величественных храмов Москвы — Святителя Мартина Исповедника. Здесь с древних времён имелся придел иконы Грузинской Божией Матери. Так что святыня наконец заняла подобающее ей место.
Приглашение на праздник
Недавно новым настоятелем храма стал священник Владислав Мишин.
— В прошлом году было 30-летие перенесения иконы в наш храм, но по разным причинам это не удалось отметить, — рассказывает он. — Будем праздновать в этом году: 1 сентября — торжественное богослужение, 2-го и 3-го — молебны с акафистом Божией Матери. А завершатся приходские торжества 4 сентября, в праздник Грузинской Божией Матери. Приглашаем всех, кто хочет помолиться, кому дороги святыни православной Москвы.
Адрес храма Святителя Мартина: ул. Александра Солженицына, 15. Расписание богослужений на сайте st-martin.moseparh.ru. Тел. (495) 911-7540