Если что-то не успели сделать сегодня, доделаем завтра. Так живут многие. Но если «завтра» — это то, что после нашей земной кончины? Будет ли у нас возможность наверстать упущенное, исправить ошибки? Об этом беседуем со священником Романом Колесниковым, настоятелем храма Кирилла и Мефодия в Ростокине.
Место встречи изменить нельзя
— Отец Роман, что вы скажете о таком рассуждении: здесь меня отвлекают заботы и соблазны, а там всё суетное уйдёт и начнётся духовный рост?
— Скажу, что духовный рост возможен только в земной жизни. Господь так устроил, что наша земная жизнь является подготовкой к встрече с живым Богом. Такова уж концепция христианского учения: всё самое важное в духовном плане происходит во временномV отрезке, называющемся земной жизнью. И главное для определения загробной участи человека происходит здесь, на земле, где он лжёт или говорит правду, поступает честно или лукавит, совершает грехи или воздерживается от них. Так что для ответа на вопрос, можем ли мы развиваться после земной кончины, необходимо чётко понимать, что такое жизнь, что такое смерть, что такое жизнь вечная, которая ожидает нас за гробом.
— И как же всё это понять?
— Как правило, в ежедневной суете мы отгоняем от себя эти очень важные понятия, хотя в них, по сути дела, и кроется всё наше христианство. Итак, что такое жизнь? В православном понимании это, как я уже сказал, подготовка к встрече с живым Богом. В течение жизни человек может встретиться с Ним в Таинстве крещения, в момент духовного озарения, услышать из Священного Писания наставления пророков Божиих. И человек начинает искать Бога, а дьявол начинает бороться за его душу, соблазняя различными грехами и внушая мысли, что все вокруг так поступают. Человек пробует предложенный грех, но чаще всего со временем разочаровывается в нём, осознавая, что здесь нет Бога. А где Он? Опытным путём, нередко долгим и трудным, человек приходит к выводу, что Бог пребывает лишь в добродетельной жизни. Оказывается, понимание Бога, осознание Его присутствия возможны только в добродетельной жизни.
В Священном Писании в заповедях блаженства Господь сказал: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Человек встречается с Богом через благодать, постоянно ею питается и совершает всё новые добрые дела. Это и называется стяжанием Духа Святого. И это есть настоящая жизнь.
На «потом» не рассчитывайте
— А смерть?
— Смерть есть не что иное, как продолжение жизни. Наше общество, воспитанное светской культурой, к сожалению, полагает, что смерть — это некая точка, завершение. Однако для православного христианина смерть состоит в переходе от одного состояния в другое. Как некую точку смерть можно воспринимать лишь в развитии духовной жизни. На протяжении жизни человек готовится к экзамену, после смерти он открывает дверь в другой мир и предстаёт перед судом Божиим. Времени готовиться уже не осталось. Мы знаем, что Господь будет судить нас милосердно, но то, что будет дана оценка всей нашей жизни, — это однозначно. Согласно православной традиции человек умирает телесно, но не прекращаются его сознание, душа, само существование человека. Мы знаем о житии блаженной Феодоры, в котором описаны посмертные мытарства, разбор всех её поступков, смятение души. Точно так же будет трепетать душа любого человека при вступлении в жизнь вечную. Пройдя испытания, мы будем ожидать пришествия Христа, когда Он произведёт окончательный суд над миром. В духовной литературе мало внимания уделяется загробной жизни, акцент делается на земной, в которой мы должны стремиться быть со Христом, чтобы и там с Ним быть. Как говорит апостол Павел: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше». Пока мы живы, нельзя ничего откладывать на потом. Никакого «потом» в этом смысле не будет. Будет только сожаление о впустую потраченном времени. Точно так же, как сейчас мы нередко сожалеем, что потратили годы на ненужные дела.
Привычки останутся прежними
— А молитва после смерти возможна? И сохранится ли тогда у нашей души какая-либо свобода выбора?
— Непростой вопрос. Могу высказать лишь свою точку зрения. Мы веруем, что святые молятся за нас у престола Вседержителя. Соответственно, свобода выбора остаётся у человека и после смерти, поскольку он остаётся личностью. Человек теряет физическое тело, но не теряет сознание. В той или иной мере у него остаются правила и привычки, которые он наработал в земной жизни. Если, например, человек привык помогать людям, он будет скорбеть при виде адских мучений других. Если привык молиться Богу, то самой главной радостью станет встреча со Христом, которого он полюбил при жизни. А если человек привык думать только о себе, всё время возмущаться, спорить, то, даже увидев райские чертоги, он найдёт повод для осуждения.