Чуть более 100 лет назад, в сентябре 1914 года, в Московской духовной академии выступал молодой профессор, которого называли восходящей звездой русского богословия. Высокий, ясноглазый, он, по словам современника, имел «облик чисто русского человека, прямо-таки богатыря, одухотворённого глубоким интеллектом и чистой, благородной душой».
Это был 28-летний архимандрит Иларион (Троицкий), который вскоре стал ректором академии, а впоследствии будет канонизирован как священномученик. В тот раз его речь была необычной, связанной с начавшейся мировой войной. Он обратил внимание на то, что примерно раз в 100 лет России приходится вступать в противостояние с Западом в лице его наиболее развитого представителя. Прежде была Франция, теперь — Германия.
«Что же это за судьба России — вести войны против передовых и культурнейших человеческих обществ? — задавал вопрос Иларион. — Что такое мы, русские, — разрушители или спасители европейской культуры? Я думаю, что наш разлад, наше противоречие с Европой касается самого жизнепонимания».
В этой схватке, по словам профессора, «русский гений выносит суровый приговор европейской цивилизации и прогрессу со своей особенной точки зрения, с точки зрения своего идеала, существенно отличного от европейского идеала прогресса».
А наш идеал, по его убеждению, это религиозный идеал православия, опора на коренные традиции. Это тоска по надзвёздным мирам, что выше всяких громких прав, касающихся жизни земной. Европейские ценности весьма сомнительны и даже противны для нашего человека. «Пред Западом готова раболепно пресмыкаться только оторвавшаяся от народа интеллигенция», — говорил через некоторое время Иларион. И такое влияние губительно.
«Мы как будто стыдились того, что мы русские, — признавал Иларион. — Мы перерядились в чужое платье и заговорили на чужих языках… С печалью замечаю, как робко, будто извиняясь, мыслят русские люди по-русски, если их мысли не совпадают с мыслями западными. И вот здесь начинаются мои надежды на лучшее будущее. Мы столкнулись с Западом. Несомненно, при этом столкновении ушибёмся больно. А это заставит нас подумать о самих себе. Может быть, подошёл конец русскому позорному пресмыканию пред Западом… Война — горькое лекарство, но она лечит наше общество… Её уже назвали освободительной в самом широком смысле этого слова. Мы хотим освободиться от чужого влияния и жить своим русским умом».
Удивительно актуальны для нас оказались те мысли святого Илариона. Хотя и не знал он тогда, что противоборство с Германией драматически продолжится в ещё больших масштабах в середине века. И про свою судьбу, которая трагически оборвётся после пребывания в Соловецком лагере, не ведал.
И конечно же не мог предположить, что будет в стране и в мире ещё через 100 лет.