Многие люди не идут в церковь, убеждая себя, что Бог находится «в душе», а значит, достаточно просто что-то у Него попросить. Интернет-ресурсы, о которых пойдёт речь, помогают преодолеть иллюзии и сомнения. Это разные проекты, но каждый привлекает внимание и достигает своей цели.
От израильского кино до каверзных вопросов
— О Боге с современными людьми можно и нужно говорить на понятном им языке, понятными образами, — утверждает создатель портала «Вера 21» (vera21.ru) клирик Казанской епархии Александр Данилов.
Его проект отличают простой язык, отсутствие пафоса и расчёт на неожиданность. Те, кто заходит на сайт, видят, например, такой воп рос: «Почему православному интересно смотреть сериал про иудеев?» Нажав на ссылку, открываем текст об израильском фильме «Штисель»: размышления о том, как вера влияет на поведение его героев — ортодоксальных евреев и почему их обычаи порой становятся «бременами неудобоносимыми», вызывая жаркие семейные конфликты.
Другая тема, анонсированная эффектной заставкой на главной странице, — о модном понятии «личные границы». Всегда ли нужно их жёстко охранять, превращать в оборонительный фронт? Как без раздражения, тактично реагировать на чужую бесцеремонность? Об этом пишет православный психолог Евгения Новосельцева.
Одна из рубрик портала — «Вопрос атеиста». Набор таких каверз известен: от рассуждений типа «Если Бог такой добрый, почему Он не уничтожит зло?» до интереса к расходованию пожертвований на приходах. Отдельная статья — о заблуждениях, мешающих людям войти в Церковь. Что только не приписывается православным! Слабость, боязливость, склонность к неврозам, угрюмость, слепая вера, отсутствие чувства юмора… Последнее опровергается на сайте визуально — с помощью забавных рисунков, пародирующих подобные стереотипы.
Формула успеха
Миссионерский портал «Иисус» (jesus-portal.ru) создан по благословению митрополита Илариона (Алфеева) и с его активным участием. За два года проект набрал миллионы просмотров, а у его канала на YouTube сотни тысяч подписчиков. Секрет успеха — в продуманной концепции, профессионализме авторов и постоянном обновлении контента, который создаётся в сотрудничестве с телеканалом «Спас» и студией «Неофит».
Уже с главной страницы становится ясно: здесь есть что посмотреть, почитать и послушать. Сотни статей, видеофильмов и аудиозаписей рассчитаны и на новичков, и на опытных прихожан. Сугубая прагматика (например, редакционный текст «Как часто нужно причащаться») соседствует с глубоким богословием, духовные песнопения — с рассказами об истории православных Церквей.
Есть и рубрика «Неудобные вопросы о религии и Церкви»: «Почему священники оскорбляют женщин?», «Христианство — это мазохизм?» «Как можно всерьёз верить в дьявола?» Отвечает митрополит Иларион.
Портал включает в себя и самостоятельные блоги, их авторы — поэт Валерия Алфеева (мама владыки Илариона), протоиерей Джон Бэр из Нью-Йорка, многодетный иерей Николай Бабкин из села Обуховка в Белгородской области.
«Иисус» масштабен и напоминает ветвистое древо, которое растёт, развивается, даёт новые побеги — рубрики и каналы в Интернете. Так, недавно здесь анонсировали новый YouTube-канал «Смыслы» — небольшие видео, где молодые люди говорят о роли веры и Евангелия в их жизни.
Что предлагают атеистам
Сайт «Незнакомое православие» (missionary.su) поначалу кажется чересчур строгим. Аскетизм дизайна, возможно, объясняется статусом: это официальный проект Миссионерского отдела Московской епархии.
Авторы рассчитывают на внимательного читателя, который наверняка откроет рубрику «Неравнодушным к своему мировоззрению». Первый её раздел — «Отвергающим Бога, религию и Церковь». Что же предлагают безбожникам? Сначала три цитаты — Иосифа Бродского, Паскаля и святителя Игнатия. А далее типичные фразы от лица атеиста: «Грех придумали клерикалы, чтобы отобрать у нас свободу и удовольствия», «Нас запугивают Богом и адом, хотят обмануть, вовлечь в свой культ», «Человека превращают в безвольное существо, чтобы им управлять».
Обвинения хлёсткие, и под каждым — спокойное объяснение, почему это не так. Грех, например, — не проступок, за который сурово карает Бог, а нарушение законов человеческой природы. Если я прыгну с приличной высоты, разве Бог будет виноват, что поломаю ноги? Так же с грехами: не Господь нас карает, а мы сами себе причиняем зло.
Другой раздел — для сомневающихся. Здесь особенно важен текст «Чем вера в «Бога-в-душе» отличается от христианства». Если излагать совсем коротко, то уровнем земного комфорта (верить в воображаемого «Бога» очень удобно) и отсутствием комфорта для души того, кто умер, так и не дойдя до храма.