Доктор исторических наук Александр Леонидович Вычугжанин живёт и работает в Тюмени. Он — автор множества научных публикаций и книг. Сейчас готовит труд, посвящённый святому Георгию Победоносцу. Интересно, что объектом исследований учёного стало и его хобби. Дело в том, что уже много лет Александр Леонидович коллекционирует открытки с изображением Георгия Победоносца. Его коллекция стала уникальной в своём роде. А для самого Вычугжанина это не только подспорье в научной работе, но и источник разнообразных открытий — больших и маленьких.
Каталонский сюрприз
Поначалу поиск открыток со святым Георгием шёл с трудом.
— Когда в разных странах мира на антикварных развалах я интересовался у продавцов этим сюжетом, они, как правило, делали удивлённые глаза, — вспоминает Александр Леонидович. — И вдруг в каталонском городе Жироне букинист не только не удивился, но сразу достал — словно приготовленный для меня — целый набор открыток с Георгием Победоносцем. Откуда взялось это собрание, неизвестно. Особенность его в том, что все изображения святого выполнены в так называемой западной традиции. И место этого бесценного для меня приобретения не случайное. Ведь Каталония считает своим небесным покровителем святого Георгия, существует даже популярный в Барселоне пирог его имени.
Битва на автобусной остановке
Сюжет произведений из собрания Вычугжанина — один. Но каково же разнообразие стилей и решений художников, которые обращались к этому образу на протяжении столетий!
— При этом иногда возникают неожиданные переклички, — говорит учёный. — Так, на открытке, где представлена картина итальянского художника Паоло Уччелло, написанная в 1470 году, страшный дракон, которого поражает святой Георгий, удивительно напоминает некоторых из тех, что встречаются в современных компьютерных играх.
Необычную открытку довелось приобрести коллекционеру в церкви Святого Георгия в районе Блумсбери в Лондоне. Работа английского художника Ригана О’Каллагана сочетает разные времена. Вокруг головы всадника изображён нимб со словами Saint George. Поле битвы обозначено надписью на асфальте: Busstop («Автобусная остановка»). А за спиной всадника — здания современного Лондона и церковь Святого Георгия в Блумсбери. Именно для этого храма и написал по заказу свою работу художник, впоследствии принявший сан священника.
— При внимательном рассмотрении, — говорит учёный, — обнаруживаешь, что копьё обвивает вьющаяся ветвь, а на конце — три белых цветка. Что это значит? Художник объяснил, что зло побеждается добром и белые цветы именно на это указывают.
Богатыри и воины
А вот художник Георгий Нарбут своего святого Георгия на рисунке «Герб города Москвы» представил в образе былинного богатыря. Открытка с этим рисунком издана в пользу общины Святой Евгении в 1904 году.
— Иногда можно услышать, — замечает Вычугжанин, — что «Нарбут не любил Московщины», но любовно выполненный герб Москвы свидетельствует об обратном.
Особый интерес представляет, конечно, открытка «Жертвам войны 1914 года» с работой знаменитого русского художника Виктора Васнецова. В годы Первой мировой войны произведения Васнецова, два сына которого тогда ушли на войну, были чрезвычайно популярны. Вырученные от открыток деньги шли на нужды фронта.
«Одна картинка стоит 10 тысяч слов»
— Изучение некоторых открыток дарит порой неожиданные открытия, — говорит Александр Леонидович. — Прав был знаменитый английский иллюстратор Фредерик Барнард, когда утверждал, что одна картинка стоит 10 тысяч слов.
В коллекции Вычугжанина можно, например, найти изображения храмов, которых уже нет, или узнать о событиях, мало у нас известных. Так, открытка с изображением церкви Святого Георгия в польском Волине позволяет полюбоваться, как выглядел этот храм, уничтоженный во время Второй мировой войны. А на итальянской открытке Palazzos. Giorgio (Дворец Сан-Джорджио в Генуе) изображено здание, в котором почти 400 лет находился единственный в мире Банк святого Георгия.
Встреча на улице Князя Михаила
— Аз, грешный, могу предположить, что к созданию одной из открыток в своей коллекции имел прямое отношение, — рассказывает Александр Леонидович. — Однажды в пешеходной зоне Белграда, на улице Князя Михаила — это аналог московского Арбата, — обратил внимание на необычную манеру одного из художников. На глазах закрашиваемые яркие мозаичные кусочки выстраивались на полотне в стройное изображение. Среди работ были и сюжеты с Георгием Победоносцем. Художник — Александр Филиппович — представился русофилом. В открыточном варианте он свои работы не издавал, о чём я высказал сожаление. И через год, встретившись с ним на том же месте, я уже покупал у него работы именно такого формата.
Фото из личного архива Александра Вычугжанина