Как лучше читать Библию, с каких книг начать? Все ли тексты нужно знать? Об этом рассказывает известный проповедник, клирик Тихвинского храма в Троицке (Москва) священник Антоний Лакирев.
Главное — Евангелия
Знакомство с Библией лучше начать с Евангелий. Затем желательно ознакомиться с Посланиями апостолов, начиная с Петра или Павла. А уже потом имеет смысл перейти к Ветхому Завету. В конце списка найдётся место для Апокалипсиса и Книги пророка Даниила. Это сложные тексты, поэтому при чтении нужно пользоваться комментариями.
К счастью, сегодня есть огромное количество литературы — академической, богословской, где можно найти ответы на многие вопросы. В конце ХХ века было несколько прекрасных руководств, в том числе книга отца Александра Меня «Как читать Библию» — своего рода путеводитель, который облегчает знакомство с Писанием.
Драгоценный список – не для всех
Сегодня это может показаться странным, но в древности тексты Священного Писания предназначались прежде всего для уверовавших христиан, а не для широкой аудитории. Это сегодня Писание можно легко приобрести, и многие люди, прочитав Новый Завет, приходят в храм, крестятся. А в I веке от Рождества Христова книги были чрезвычайно дороги и труднодоступны, переписывались вручную, это был тяжёлый и дорогостоящий труд. К тому же в эпоху гонений на христиан книги, хранившиеся Церквями, гонители отбирали, уничтожали или продавали на рынке как предмет искусства.
Поэтому до IV века полный комплект текстов Нового Завета имели лишь самые крупные христианские общины — в Риме, Антиохии, Александрии и, вероятно, в Иерусалиме.
Церковный историк Евсевий Кесарийский в начале IV века описывал, как верующие долго собирали средства, чтобы снарядить миссионера и отправить его проповедовать Слово Божие. За большие деньги для него делали отдельный список Евангелия. И миссионер, приехав в дальние земли, как правило, никому не давал читать вручённое ему Писание, ведь папирус — очень хрупкий материал и ещё потому, что за этими книгами охотилась римская полиция. Он сам прочитывал фрагмент из книги на Божественной Литургии. То есть текст Священного Писания служил своего рода приложением к проповеднику — христианину, который осуществлял миссию.
Путешествие по Ветхому Завету
Чтение Ветхого Завета имеет смысл начинать с Книг Бытия и Исхода. Другие тексты — Числа и Левит можно отложить на потом. Даже Второзаконие при всей его удивительности и важности.
Для того, чтобы научиться слышать голос Божий, понять, как Господь видит человеческую жизнь и историю, нужно читать книги пророков. Они очень непростые, и чтобы понимать их, желательно иметь представление об истории избранного народа. Очень важно прочитать псалмы. После чего можно переходить к историческим книгам — Царств, Судей, Неемии.
Затем имеет смысл знакомиться с так называемой литературой мудрых Израиля. Начать лучше с Книг Иова и Екклезиаста, они имеют первостепенное значение. А другие — Премудрости, Притчи, Песнь Песней — чрезвычайно интересны и поучительны, но в них трудно найти о Боге что-то такое, чего не было бы сказано у пророков или у Екклезиаста, или у Иова.
Важно понять смыслы
Иногда спрашивают: можно ли читать Библию подряд – с Книги Бытия и до Откровения Иоанна Богослова? Тут следует учесть опыт Церкви. А этот опыт говорит о рискованности такой практики. В старых русских семинариях даже существовало поверье: если человек прочитает всю Библию подряд, целиком, то может повредиться рассудком. И это порой подтверждалось, потому что прочитать весь огромный по объёму, древний и сложный для восприятия текст действительно тяжело. Разобраться в нём, правильно понять его смыслы, можно только держась за Христа, за Евангелие.
Важно подчеркнуть: Священное Писание — это своего рода дополнение диалога человека с Богом. Этот диалог происходит в молитве, в церковных таинствах и в Писании в том числе. И тому, кто желает приблизиться к Богу, нельзя ограничиваться одним лишь чтением Библии.
Лекции о. Антония Лакирева с толкованиями трудных мест Библии смотрите на сайте rutube.ru/plst/38179/