Православная газета

Из атласного шёлка песочного цвета

В храме святителя Мартина Исповедника хранится погребальная рубашка Матроны Московской

Из атласного шёлка песочного цвета
Настоятель храма отец Владислав Мишин показал, где хранится погребальная рубашка блаженной старицы. Фото: Григорий Матвеев

Этой весной исполнилось 25 лет со дня обретения мощей святой праведной Матроны Московской: в 1998 году её останки по благословению Патриарха Алексия II перенесли с Даниловского кладбища и сегодня они – почитаемая святыня Покровского женского монастыря. Однако мало кто знает, что рядом, в старинном храме святителя Мартина Исповедника, пребывает ещё одна святыня – погребальная рубашка блаженной. Уникальными подробностями о восстановлении святыни с нами поделилась её реставратор Ирина Ёлкина.

Рубашка хорошо сохранилась

Обретение мощей состоялось холодным снежным вечером 8 марта 1998 года – могила находилась на Даниловском кладбище. А на следующее утро сохранившиеся фрагменты погребальной рубашки передали для восстановления Ирине Игоревне.

Как поясняет специалист, обычно текстиль в грунте сохраняется крайне плохо. Но, хотя с момента упокоения блаженной старицы прошло почти полвека, ткань погребальной рубашки, несмотря на её сильную загрязнённость и деформации, оказалась в хорошей степени сохранности.

– Этот атласный шёлк песочного цвета был «живой», не разрушенный, – рассказывает Ирина. – Бывает, что берёшь ткань в руки, а она распадается на волокна. Здесь же лишь некоторые фрагменты рубашки были с утратами и повреждениями, в том числе и от корешков растений. В основном пострадали нити швов. Они полностью истлели, поэтому рубашка распалась на отдельные детали.

Долго искали дублировочную ткань

Реставрация текстиля происходит по наработанной методике: сначала – общая и локальная очистка сохранившихся деталей, затем дублирование и монтаж. Именно таким образом восстанавливали и погребальную рубашку святой Матроны.

Сохранившиеся фрагменты сначала очистили мягким безводным способом (как в современной химчистке) и расправили. Следующий этап – кропотливая очистка кистями различной жёсткости, особенно в местах сильных загрязнений. Затем – дублирование: так называют наложение подлинных деталей на новую, специально подготовленную ткань.

– Шёлк не всегда дублируется на шёлк, так как это ткань подвижная, – поясняет реставратор. – Поэтому для реставрации шёлковой рубашки мы взяли тонкий хлопок – батист. В 1998 году магазины были пустые, с трудом нашли более-менее подходящую ткань. А для того, чтобы цвет совпал с цветом подлинной ткани рубашки, дополнительно тонировали её растительными красителями.

На дублировочную ткань методом напыления нанесли специальный клеевой состав. Затем на неё наложили сохранившиеся фрагменты рубашки и заново выкроили все детали.

Рубашку шили по индивидуальному покрою

К тому времени у Ирины Ёлкиной, сотрудницы отдела археологии и этнографии Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея, уже был серьёзный опыт восстановления как музейных предметов одежды, так и найденных во время археологических раскопок. Поэтому в процессе работы над погребальной рубашкой она заметила, что крой одежды свидетельствует о не совсем обычных пропорциях человека.

– На тот момент о подробностях жития старицы Матроны я знала немного, – говорит Ирина. – Мне словесно описали, как она выглядела, а уже в процессе реставрации, по форме деталей, например, кокетки, я стала понимать, что у святой было нестандартное телосложение. Было очевидно, что погребальную рубашку шили именно на её фигуру.

«Она меня вдохновляла»

Ирина проводила дополнительное укрепление ткани рубашки, пользуясь тончайшей иголкой и шёлковыми нитками, но не катушечными, а особо тонкими, выдернутыми из отреза современной шёлковой ткани. И на заключительном этапе она заново сшила все детали рубашки. Всего на работу потребовалось несколько месяцев, причём на этапе очистки было важно наличие сухой тёплой погоды.

– Это работа требует творческого подхода, – поясняет Ирина. – Но бывает, что вещь как будто сама подсказывает, что и как надо делать. Вот с рубашкой было именно так, она меня словно вдохновляла. Порой я ночами над ней сидела, не могла остановиться.

К осени 1998 года погребальная рубашка была полностью восстановлена. И вскоре её по благословению патриарха Алексия II передали в храм святителя Мартина Исповедника, настоятель которого тогда был секретарём комиссии по обретению мощей святой Матроны.

Нынешний настоятель храма священник Владислав Мишин рассказал о духовном значении необычной святыни:

– Почитание вещей, принадлежавших святым, – традиция, восходящая ещё к раннехристианским временам. В Деяниях святых апостолов, например, есть такие слова о делах апостола Павла: «На больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». Благоговейное отношение к личным вещам, принадлежавшим святым, в том числе и новомученикам, исповедникам прошлого века сохраняется и сейчас. Прихожане нашего храма радуются возможности видеть эту святыню, почитать её с благодарностью и надеждой.

Ковчег с погребальной рубашкой блаженной старицы и частицей мощей находится справа от входа в храм. Святыня доступна для верующих ежедневно с 8.00 до 19.00. Адрес храма: ул. Александра Солженицына, 15, тел. (495) 911-75-40. Сайт st-martin.moseparh.ru

Текст: Татьяна ЩЕРБАКОВА «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most