Художнику Алексею Крюкову 35 лет. Восемь лет назад он поехал в Донбасс увидеть своими глазами, что там происходит, посмотреть на людей, которых тогда многие называли сепаратистами. А благословение на первую поездку получил от старца Илия, духовника Патриарха. С тех пор тема Донбасса стала частью жизни художника.
Из живых только курица и собака
В 2015 году Алексей Крюков, студент Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, поехал со знакомыми в Переделкино из интереса.
– Я не думал просить благословение. Но так случилось, что в тот день отец Илий был там. Мы отстояли службу, и келейник сказал, что батюшка будет принимать прихожан: «Если хотите, дожидайтесь». Мы ждали весь день, я был предпоследним. Поделился, что хочу съездить на Донбасс, чтобы собрать материал для дипломной работы «Ополченцы Новороссии». Батюшка благословил и сказал: «Поезжайте. Это нужно для России».
Он попал тогда в самое пекло. Шли ожесточённые бои за Дебальцево, Луганск, Изварино.
– Не забуду ужаснейшие события в посёлке Логвиново. Когда туда вошли ополченцы, из живых там оставались только курица и собака. Десятки людей были зверски замучены. Это нацизм. Пока читаешь или смотришь новости, кажется, что это всё где-то там, далеко. А когда видишь происходящее своими глазами, говоришь с ополченцами, это переворачивает тебя.
«Инок» сказал: «Скоро вы сюда придёте»
Алексею впервые пришлось работать урывками, да ещё под обстрелами.
– Подолгу никто не позировал. Громыхнёт рядом, нас подбросит, всё – в укрытие, я ведь с ополченцами на позициях жил, на окраине Дебальцева. И не все соглашались позировать, не понимали – зачем. Люди ведь разные. С общительными проще. Есть у меня этюд ополченца Олега. Он шахтёр, его дом разбомбили. Тогда Олег отправил семью в Россию и стал воевать, взял себе позывной «Инок». Жизнерадостный, контактный. Узнал, что я художник, и говорит, мол, с удовольствием попозирую. Не знаю о его судьбе, связь с ним прервалась несколько лет назад. Но помню, он тогда сказал: «Скоро вы сюда придёте из России». Вот, через восемь лет пришли…
Вспоминает художник юного ополченца Виталика, героя его картины «Донбасская весна». В 2015 году после школы он пошёл защищать Родину, а в 2016-м погиб. Многие портреты ополченцев остались в набросках. Хотелось, чтобы для потомков осталась память, что это за люди, за что они там стояли.
С Захаром Прилепиным на Саур-Могиле
Алексей познакомился с писателем в 2017 году, когда Захар Прилепин воевал в Донбассе.
– Я хотел приехать к нему в батальон, продолжить свою тему о Новороссии. Написал ему, потом выслал свою дипломную работу – портреты ополченцев. Захар ответил, что если бы знал обо мне раньше, то устроил бы выставку. Он большой поклонник соцреализма, нам обоим нравится творчество Гелия Коржева. Мы много говорили о живописи, эта тема легла в основу нашего сплочения и единения. Захар рассуждает о живописи, как профессионал, он мыслит образами. С тем пор мы поддерживаем отношения, ведём переписку.
Вместе с Прилепиным художник ездил на знаменитый курган Саур-Могила. Говорили о связи времён.
– Там ведь шли страшные бои и в 1943-м, и в 2014-м. Исторический цикл повторяется. В этом ощущаются процессы Божественного порядка. А ещё запомнилось степное село Каменка в ЛНР. Это уникальное место. Там местные жители своими руками много лет строят на скале храм Всех Святых. Его основатель вырубил себе домик в скале, где живёт с семьёй.
Расписывает храмы от Москвы до Архангельска
Алексей родом из небольшого посёлка в Брянской области. Он вырос в верующей семье. Бабушка часто водила его в храм.
– С тех пор мне близок запах восковых свечей, старых икон.
В годы учёбы в Академии Ильи Глазунова он восемь лет ходил в Сретенский монастырь.
– Поразительный хор и замечательные монахи. Сейчас посещаю храм Святителя Власия в Конюшенной слободе, с уникальной историей, с потрясающим настоятелем отцом Никандром.
Алексей Крюков не только живописец. Почти 13 лет он пишет иконы, занимается росписью храмов в разных городах России. Художник участвовал в создании живописного полотна в соборе Воскресения Христова, главном храме Вооружённых сил России. А сейчас с небольшим коллективом расписывает кафедральный собор в Архангельске.
И пейзаж может быть духовным
Алексей Крюков убеждён, что и пейзаж можно написать так, что он окажет духовное влияние на зрителя.
– Есть такой тезис: «Дух творит форму». Показательный пример – детские рисунки. Даже не совершенные по исполнению, насколько они чисты по замыслам. Так и художник: если он верующий, то отобразит и в светской работе нравственное начало. Может быть, что и сам художник не заметит, а зритель найдёт духовную пищу.
Сейчас готовится выставочный проект Алексея Крюкова «Донбасс – память сердца». В помещении Союза художников России, а затем в Музее современной истории можно будет увидеть его портреты ополченцев Новороссии.