Для этого капитально отремонтировали чердак, куда даже лифт не доходит. Поднимаешься по лестнице и видишь на стенах в рамах образы ангелов, архангелов, святых… Это выставка художников Петра Григорьева и Екатерины Кудрявцевой. Они супруги, живут в Подмосковье, профессиональные живописцы, православные христиане.
— Многие их работы невозможно представить вне молитвы, она звучит в их полотнах, — говорит искусствовед Галина Мажейкина.
Увы, мало кто мог узнать об этой выставке, а на днях она закроется и картины вернутся в мастерскую. Так происходит с большинством подобных работ. Парадокс: строят новые храмы, растёт число людей, которым близко искусство, связанное с верой, а увидеть его негде. Творчество современных христианских художников — на правах падчерицы, и это при том, что в столице пять зданий только у Музея современного искусства (ММоМА), а ещё есть музей «Гараж» в парке Горького, центры «Винзавод», «Флакон», «Марс», Artplay и десятки галерей, показывающих инсталляции, видеоарт, сетевое, цифровое искусство, дополненную реальность и другие творческие искания.
Всё хорошо, пусть расцветают разные таланты. Проблема в том, что на этом пиршестве технологий и экспериментов места для традиционалистов практически нет. В храме их полотна не повесишь: это не иконопись, а авторские работы. В Третьяковку тоже не попасть: прежде надо получить всеобщее признание. Не удивительно, что некоторые мастера и хотели бы попробовать себя в поиске высоких смыслов, но сомневаются: а кому это сегодня нужно?
И всё-таки Музей христианского искусства существует, только виртуальный, в Интернете. Его создал протоиерей Андрей Юревич — член Союза архитекторов, коллекционер. У него есть сотни работ современных художников из разных городов России: Елены Черкасовой, Ирины Зарон, Андрея Машанова, Сергея Элояна, Виктора Степанова, Вадима Иванкина… Вы о ком-то из них слышали? Признаться, я тоже многих открыл недавно благодаря сайту christian-art.ru, на котором отец Андрей показал картины и скульптуры из своего собрания. Он готов преподнести коллекцию в дар — сделать её основой не виртуального, а реального музея. И если ему помочь, это обязательно произойдёт.