В Московском Кремле проходит выставка, позволяющая заглянуть на одну из самых закрытых музейных территорий и восхититься работой тех, кто редко оказывается в центре внимания, — реставраторов.
Найдётся ли авторский слой?
Процесс реставрации одной иконы порой занимает десятилетия. Именно такой памятник стал изюминкой экспозиции. Это монументальный, в рост человека, алтарный образ первых русских святых Бориса и Глеба. Удивительный лик смотрит на нас с иконы. Вторая фигура пока скрыта под более поздними наслоениями. Тут же полоски с пробными раскрытиями, словно коридоры в прошлое.
— Икона написана на доске предположительно XII века, — рассказывает Елена Юдина, художник-реставратор темперной живописи Музеев Московского Кремля. — Фигура Глеба практически раскрыта от потемневшей олифы. А над образом Бориса нам предстоит работать.
Мастера снимают слой за слоем, начиная с самого позднего. В правой части удалено потемневшее покрытие на фигуре и на лике Глеба, это раскрытый слой конца ХIХ века. На левой руке Глеба живопись XVII века. Живопись XII века обнаружить пока не удалось.
— Впереди ещё долгая реставрация, — говорит Елена Юдина, — а значит, остаётся надежда на то, что сохранился авторский слой, первый, домонгольского периода.
Евангелие «лечили» разные специалисты
Отдел реставрации музея существует с 1963 года. В нём трудятся профессионалы высочайшего уровня, специалисты по темперной и масляной живописи, металлам, тканям, бумаге — всего 27 человек.
Отдельные вещи требуют комплексной работы. Например, представленное на выставке напрестольное Евангелие середины XVII века в оригинальном переплёте. Верхняя крышка его оклада декорирована тонкой деревянной доской с темперной живописью редкой иконографии. За сотни лет на листах образовались затёки, шёлковая ткань и крепление крышек обветшали.
Специалист по бумаге реставрировал книжный блок, живописец — изображение на окладе, мастера по восстановлению тканей и металла привели в порядок детали оклада. Так кремлёвские мастера совместными усилиями продлили жизнь раритетному изданию.
Обычная икона оказалась подарком императрицы
Иногда реставрация раскрывает загадки, позволяет установить связь уникальных произведений с конкретными историческими лицами. На иконе «Богоматерь Иерусалимская», например, были обнаружены подпись автора и дата: «1715 год, писал монах Корнилий Уланов». Это был один из ведущих иконописцев Оружейной палаты.
Интересное открытие сделали при реставрации вроде бы обычной иконы второй половины XVIII века «Святые Адриан, Наталия и пророк Елисей». Оказывается, на обороте доски скрывалась серебряная пластина с надписью, что это подарок-благословение Екатерины II своей невестке в день свадьбы. Невесткой императрицы стала первая жена великого князя Павла Петровича — принцесса Августа-Вильгельмина, в православии Наталья Алексеевна. Именно поэтому на иконе изображены мученица Наталия и пророк Елисей, в день памяти которого родилась супруга будущего императора.
Так икона превратилась в артефакт, связанный с конкретным семейно-династическим событием Екатерининской эпохи.
От алмазных венцов до конского убранства
И ещё реликвия, мимо которой невозможно пройти: запрестольный крест 1816 года из собора Вознесенского монастыря, поступивший в музей в 1929 году в очень плохом состоянии. Он был создан из древних крестов-мощевиков при восстановлении монастыря после московского пожара и нашествия французов. Был воссоздан кремлёвскими реставраторами и занял почётное место в экспозиции, посвящённой истории Вознесенского монастыря, не так давно открытой в южной пристройке Архангельского собора.
В Успенской звоннице представлены государственные регалии, оружие и конское убранство. Среди наиболее ярких работ реставраторов на этой части выставки — роскошные алмазные венцы царей Ивана и Петра (будущего императора Петра I), бармы Петра, корона императрицы Анны Иоанновны.
Выставка «Хранители времени. Реставрация в Музеях Московского Кремля» продлится по 13 октября 2019 года