В некоторых столичных храмах регулярно проходят так называемые детские литургии. Когда в богослужении вместо взрослых участвуют дети школьного возраста: поют на клиросе, читают молитвы, помогают в алтаре, следят за чистотой подсвечников — в общем, делают всё, кроме священнодействий. Конечно же на таких службах могут молиться все — и дети, и взрослые, но именно дети задействованы во всех сферах богослужения. О том, как проходит детская литургия и как она меняет детей, рассказал иерей Кирилл Краев.
Любимое послушание — на колокольне
В московском храме Святого благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском бульваре детские литургии проходят пять-шесть раз в год, обязательно на Пасху и на Рождество Христово.
Участвуют в такой литургии воспитанники воскресной школы «Княжичи», которой руководит отец Кирилл Краев. По светскому образованию он профессиональный педагог, с отличием окончил Тобольский государственный пединститут. По словам отца Кирилла, все дети проходят богослужебную практику в зависимости от их способностей и возможностей.
— Обычно послушания выбираем для детей с учётом мнений педагогов. Я тоже лично знаю многих ребят, и так мы вместе определяем, где кого лучше поставить. Например, мальчиков, кто поспокойнее и посерьёзнее, берём в алтарь, учим пономарить.
Девочки с хорошим слухом и голосом поют в хоре, некоторые дежурят по храму, ухаживают за подсвечниками: им очень нравится их протирать, гасить свечи. А любимое для всех без исключения послушание — на колокольне, туда стремятся и мальчики, и девочки.
Возраст значения не имеет
Начинают приобщаться к богослужебной жизни ребята с небольших поручений: помогают раздавать листовки на храмовых благотворительных ярмарках, носят воду во время освящения куличей. Возраст, по мнению отца Кирилла, не имеет решающего значения, главное — отношение к святыням. Например, с недавних пор в алтаре помогает шестилетний Фёдор.
— Он приносит в алтарь записки из свечной лавки, учится подавать кадило священнику, в паре со старшими мальчиками выносит свечу, умеет подать и забрать свечу у священнослужителей, — рассказывает отец Кирилл. — А мой десятилетний сын сам попросился в алтарь полтора года назад. И теперь, как настоящий пономарь, кадило чистит, ладан убирает, чтобы он не коптил. Всё без моего участия. А четырнадцатилетняя дочка очень любит читать и петь на клиросе.
«Когда будем в следующий раз служить?»
«Отстраним от церковного послушания» — так, по словам отца Кирилла, звучит самое строгое предупреждение ребятам, которые балуются, мешая остальным ученикам. Хоть и редко, но такое случается. Мера — действенная. Священник добавляет:
— Бывает, что мальчик проблемный, шебутной, а в алтаре преображается в лучшую сторону, меняется.
Вообще, участие детей в богослужении очень важно для их воцерковления. Полное понимание богослужения, конечно, ещё впереди, но сама благодатная атмосфера и, разумеется, доброе отношение к ним в храме помогут прирасти к приходу, а значит, и к Церкви. Важно детей в храме занять чем-то полезным, дать им хотя бы небольшое, но ответственное поручение, тогда они почувствуют, что нужны Богу. Без послушания маленьким детям на службе и пяти минут трудно выдержать, а попросишь их помочь поминальные записки почитать или дьяконскую свечу почистить, так они уже и времени не замечают.
Отец Кирилл подчёркивает, что послушания детям дают с их согласия:
— Мы внимательно относимся к реакции малышей. Так, большинство наших ребят даже обижаются, когда им поручают пустяковое, по их мнению, дело, считают, что их недооценивают. А когда им говоришь, что будем петь одни всю литургию, то они сразу затихают, задумываются. И стараются. А после службы такие довольные и счастливые! Моя супруга, регент детского хора, не раз говорила, что едва закончилась литургия, а ребята сразу спрашивают: «Когда мы в следующий раз будем служить?» Мальчики после службы ещё остаются помочь в алтаре убраться, попрактиковаться в колокольном звоне. Для меня, взрослого, это даже немного удивительно: после службы-то хочется отдохнуть. Это наглядный пример того, что когда ты погрузился, почувствовал радость церковного служения, то возникает желание ещё и ещё к нему возвращаться.