В этом году исполняется 30 лет со дня прославления митрополита Владимира (Богоявленского). Он — первый из новомучеников Русской Церкви: 25 января 1918 года его убили в Киеве местные националисты, выступающие за незаконное отторжение украинской церкви от единой Русской Церкви Московского Патриархата. Его потомок историк Александр Черменский давно изучает жизнь святого предка. Работа в архивах принесла много интересного. Вот что он рассказал нашей газете.
Владыка не боялся врагов
— Есть разные версии убийства владыки Владимира. Какая вам кажется наиболее убедительной?
— Он стал жертвой так называемой полтавской группировки, выступающей за автокефалию украинской Церкви. Ему предлагали стать украинским патриархом, на что он ответил, что не даст издеваться над Церковью. Какой ещё патриарх, когда есть один Патриарх — Московский и всея Руси?! Естественно, он не поддержал автокефалию, резко выступил против раскола и этим нажил себе смертельных врагов. Но он верил в Бога, никаких врагов не боялся.
— До Киева владыка был митрополитом Московским, и тоже в тревожное время: близилась революция 1905 года. Он как-то пытался унять брожение в обществе?
— Да, он видел, как в народе, особенно среди молодёжи, зреют пагубные идеи, и, чтобы противостоять этому, открывал миссионерские курсы, занимался просвещением. Его детище — Московский епархиальный дом в Лиховом переулке, где проводились лекции, чтения, беседы с молодёжью, работала библиотека. В 1905 году он ездил на заводы и фабрики, встречался с людьми. К нему прислушивались: не раз после таких встреч и проповедей люди возвращались к своей работе.
Его называли ангелом трезвости
— Биография у владыки уникальная: он возглавлял три главные митрополичьи кафедры — Московскую, Петербургскую и Киевскую. А как он выбрал путь священно служителя?
— Василий — это его имя до монашеского пострига — родился в семье сельского батюшки, окончил духовное училище, семинарию и Киевскую духовную академию. Принимать духовный сан поначалу не собирался: преподавал в семинарии, женился. А потом у его семинарского учителя случился конфликт с ректором, и этого учителя уволили. Василий решил, что с уважаемым человеком поступили несправедливо, и тоже покинул семинарию. После этого он принял духовный сан. Ему было 34 года.
— И довольно скоро, всего через девять лет, он епископ…
— Его постигло горе: умерла жена. И он принял монашеский постриг с именем Владимир. Это открыло путь в архиереи, хотя сам он никуда не рвался. Он просто был очень ярким и деятельным: возглавлял Российское миссионерское общество, а также Всероссийское общество борьбы за народную трезвость. Его даже называли ангелом трезвости. Он считал, что пьянство имеет духовную причину: люди не могут с собой совладать, и им надо протянуть руку помощи.
Верующие вышли на рельсы
— В 1891 году во время эпидемии холеры в Поволжье русские газеты с восхищением писали о служении самарского владыки Владимира…
— Да, в эпоху коронавируса мы знаем, какие панические настроения порой появляются во время пандемии. Многие священники тогда боялись отпевать умерших от холеры, даже приближаться к ним. Митрополит Самарский Владимир проявил бесстрашие: сам отпевал умерших, провожал их в последний путь, посещал холерные бараки. Священники увидели, что их архиерей остаётся жив-здоров, и стали следовать его примеру. Его очень полюбили в Самаре. Когда он покидал город из-за нового назначения, верующие не хотели отпускать его: вышли на рельсы, не давали поезду тронуться. Он дождался вечера, сел на другой поезд и уехал.
«Пришлось мне работать в архивах»
— Вы оставили дипломатическую карьеру, чтобы посвятить себя церковной истории, изучить биографию святого предка. А в вашей семье о нём рассказывали?
— Я с детства знал, что Черменские и Богоявленские — один священнический род из Тамбовской губернии. Но в нашей семье на эти темы особо не говорили. Мой отец был историком, профессором МГУ, но на все вопросы об истории семьи отвечал кратко и уклончиво. Пришлось мне самому работать в архивах, собирать по крупицам информацию.