В Москве создана необычная икона Пресвятой Богородицы
Дарья Румянцева — художник-монументалист. В Суриковском институте она училась в монументальной мастерской, а сейчас в ней же работает преподавателем. Особое значение имеет для неё христианская тематика. В конце прошлого года она стала лауреатом творческого конкурса, проведённого в Москве на Фестивале современного церковного искусства «Видеть и слышать». Многим зрителям особенно запомнился её необычный образ Покрова Пресвятой Богородицы.
Божья Матерь даёт нам защиту
Этот эскиз размером более двух метров на полтора, Дарья делала под масштабную роспись московского храма Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей Слободе. У казаков Богородица особо почитаема. К сожалению, проекту не суждено было реализоваться: настоятель храма ушёл из жизни. Работа над образом заняла у художника почти год. Образ дался не сразу. Сначала он был написан маслом, но лик показался слишком земным, ему не хватало одухотворённости. И тогда Дарья переписала его в иконописных традициях — яичной темперой, которую умеет делать сама.
«Мне хотелось передать ощущение защиты, которую даёт Богородица, укрывая всех христиан своим Покровом. За спиной у Божией Матери — Град Небесный. У ног Богородицы — предстояние умерших и живущих, всех, кого Она оберегает», — говорит Дарья.
Греческий сюжет и русские казаки
Иконография Покрова сложилась на Руси ещё до нашествия Орды, в 12-м веке. В основе сюжета — чудо, происшедшее в осаждённой врагами столице Византии – Константинополе. Объятые ужасом горожане горячо молились в храме, и один из них – юродивый Андрей увидел, как свод открывается, а в небе стоит Божья Матерь и покрывает всех молящихся своим омофором – длинным широким платком. Узнав об этом, богомольцы обрадовались и укрепились духом. Вскоре на море поднялась буря и разметала вражеские корабли. Город был спасён.
Любопытно, что на Руси это событие стало большим праздником раньше, чем в Греции. И первые иконы Покрова появились у русских. Внизу, под покровом обычно изображают святых людей, живых и усопших прихожан, собрание верных. Дарья Румянцева наполнила образ новым актуальным смыслом. «На моей иконе под святым покровом – русские казаки и казачки, которые молятся о защите южных рубежей нашей Родины», — объясняет она.
«Я задавала вопросы и получала ответы»
К православной вере Дарью приобщили в детстве. Бабушка водила её в храм на исповедь и к причастию, а папа читал дочери Евангелие. В церкви художница в первый раз работала во время учёбы в художественном институте имени Сурикова, когда проходила практику в Ростове Великом.
«Я копировала фреску с изображением Спасителя, — вспоминает она. — Передо мной были Его глаза, Его лик. Сначала я просто хотела точно скопировать. Но вскоре моё отношение к происходящему изменилось. Я смотрела в глаза Спасителя, которые, казалось, заглядывали в мою душу, и как бы вела мысленный диалог. Задавала вопросы и получала ответы. Мне захотелось передать всю доброту, милосердие, боль за весь мир и вселенскую мудрость Спасителя».
Сейчас художница работает над образом Господа Саваофа, на коленях Которого сидит юный Иисус. По словам Дарьи, это не заказ, она сама поставила себе творческую задачу – создать образ Владыки неба и земли, сочетающий всемогущество и незащищённость, высшее господство и бесконечную любовь.