Почему мы скорбим о кончине близких, если после земного пути нас ждёт продолжение? Как могут быть воскрешены умершие люди — какие тела получат? Узнаем ли мы друг друга в другой жизни? Такие вопросы задают себе многие. Найти ответы с богословской точки зрения поможет нашим читателям протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель Московской духовной академии.
Это беседа и о том, как может существовать душа без тела: чем она способна мыслить, помнить, ощущать. Что такое частный посмертный суд и Страшный суд. Как относиться к сведениям о посмертных мытарствах и к видениям при клинической смерти.
На вопросы о том, что ждёт человека после завершения земного пути, отвечает протоиерей Андрей Рахновский, преподаватель Московской духовной академии
Надежда со слезами на глазах
— Смерть для человека — это точка или запятая? Если продолжение гарантировано, почему верующие всё-таки скорбят? И почему Христос плакал по Лазарю?
— Как сказано в Евангелии, Христос плакал по Лазарю потому, что любил его, ведь расставание с человеком, которого мы любим, не может не вызывать скорби. При этом важно понимать, что слёзы бывают разные. Например, мы провожаем сына в армию и плачем, хотя прекрасно понимаем, что разлучаемся ненадолго, — такие слёзы основаны на чувстве любви. Если кто-то умирает, мы плачем, но осознаём, что в будущем встретимся во всеобщее воскресение. Эти слёзы вызваны печалью, однако наполнены внутренней надеждой. А вот если человек хоронит близкого и не верит в вечную жизнь, его слёзы сопряжены с глубоким отчаянием, даже с безысходностью. То есть плачут люди абсолютно естественно, но возникают слёзы из-за совершенно разных эмоций. В Первом послании к фессалоникийцам апостол Павел призывает: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших во Иисусе Бог приведет с Ним». Учение Церкви основано на том, что Христос воскрес, а потом все воскреснут и во плоти встретят Господа. Смерть с момента Воскресения Христа — временное явление. Есть конкретный день, час и минута, когда смерть прекратит своё существование.
— Всякая ли душа бессмертна?
— Если рассуждать строго, то бессмертен только Бог. Человеческая душа бессмертна условно, просто потому, что есть Божие волеизъявление на существование души человека после смерти. По природе же бессмертен только Господь.
Когда душа в разлуке с телом
— Как может существовать душа без тела — чем же она способна мыслить, помнить, ощущать? Ведь если человек оказывается в забытьи, в глубоком обмороке, в состоянии клинической смерти, он же просто выпадает из существования. Не на это ли обречена душа без тела?
— Нет, у нас в христианстве постулировано, что душа разумна, она мыслит, содержит сознание. Во временной жизни душа настолько глубоко связана с телом, что его повреждение не даёт душе проявить себя в полной мере. Скажем, у вас есть прекрасный дорогой смычок из лучших конских волос, но при этом безобразно расстроены или порваны струны на инструменте. Понятно, что вы не сможете извлечь из него звуки, которые вам нужны. Так и во время клинической смерти человек не способен говорить или действовать, но, когда он умирает, его душа освобождается из тела и тут же обретает разум и свободу.
— Насколько христианские представления о посмертном существовании души близки к разнообразным свидетельствам людей, переживших клиническую смерть, в том числе собранным в нашумевшей в своё время книге Моуди «Жизнь после жизни»? Там описываются, например, длинный тоннель, встречи с умершими родственниками…
— Жизнь души без тела после смерти человека, несомненно, существует. А вот является ли опыт клинической смерти подлинным опытом вхождения в иную жизнь — большой вопрос. Случаи, описанные доктором Моуди, могут быть исключительно проявлениями деятельности нервной системы человека. К подобным свидетельствам нужно относиться внимательно, но без оголтелого энтузиазма.
— Общепризнанны ли в Церкви сведения о посмертных мытарствах и о частном суде для душ после земной смерти?
— К мытарствам блаженной Феодоры в церковной среде неоднозначное отношение. С одной стороны, они содержат определённое рациональное зерно, которое заключается в том, что после смерти нас ждёт частный суд. С другой стороны, детали, описанные в житии блаженной Феодоры, немного смущают. К примеру, почему её душу судят бесы, когда весь суд Господь отдал Сыну? Такой известный богослов, как святитель Филарет (Дроздов), в своих письмах отвергает авторитет мытарств блаженной Феодоры. Определённо к суду после смерти надо готовиться, а конкретные детали нам пока недоступны.
У Страшного суда есть радостная сторона
— Где и в каком состоянии, с какими возможностями пребывают души после частного суда, способны ли они общаться между собой и с нами? Имеют ли для них значение наши действия на 3-й, 9-й и 40-й день после земной кончины? Что мы можем сделать для усопших?
— Трудно сказать, соотносится ли наше земное время с временем параллельного духовного мира. Дни поминовения усопших призывают нас сугубым образом усилить молитву, но не стоит воспринимать их строго в хронологическом смысле. Усопших мы должны поминать всегда — в утреннем правиле содержатся ежедневные поминальные молитвы. И конечно, вне всякого сомнения, они имеют огромное значение для душ умерших. Важный христианский догмат заключается в том, что молитва Церкви способна изменить участь человека. Что касается того, где пребывают души после частного суда, то праведники пребывают в раю, где радуются общению и с Богом, и друг с другом, но не могут воспринять блаженство во всей полноте, пока не воскреснет тело. Ну а грешники пребывают в аду, но также не могут воспринять полноту мучений до воскресения тела. Считается, что ад как геенна огненная образуется уже после Страшного суда. А сейчас это место одиночества, потому что любой грех основан на эгоизме и гордыне. В аду Бог тоже присутствует, но души не могут общаться ни с Ним, ни друг с другом. С нами усопшие способны общаться только по особому Божиему соизволению.
— Как относиться к знакам и весточкам, которые, как многим кажется, подают нам близкие после их смерти, например во сне?
— Наиболее правильный путь — отвергать все видения, потому что мы не можем доподлинно знать, от Бога они произошли, наша психика виновата или попущено бесовское искушение. Единственно, когда можно говорить, что тот или иной сон пришёл, возможно, по Божией воле, это если он ведёт нас к покаянию. Например, умерший родственник скажет, что ты забыл покаяться в таком-то грехе. А вот если видения пробуждают гордость или страх, это верный признак прелести, бесовских явлений.
— Можно ли обращаться к усопшему близкому человеку как к живому в молитве или просто в мыслях? Некоторые общаются с изображением усопшего дома или на кладбище — это для православного норма или суеверие?
— Если мы хотим вступить в общение, надо служить панихиды и читать молитвы. Прямое общение неправильно.
— Может ли решение Страшного суда радикально изменить то, что уже было определено на частном? Возможно ли при этом перемещение души из ада, где она пребывала в ожидании Страшного суда, в рай или наоборот?
— Да. Радостная сторона Страшного суда состоит в том, что положительный приговор не может быть пересмотрен, а осудительный может быть снят.
Узнаем ли мы друг друга в другой жизни?
— В каком виде могут быть воскрешены умершие люди? Узнаем ли мы друг друга? Встретимся ли — хотим того или нет? Будет ли вообще смысл в общении в другой жизни между теми, кто был близок в земной, если «в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах»?
— Преподобный Максим Исповедник говорит, что нам известен смысл пребывания в вечной жизни — это блаженство, исходящее от общения с Господом, однако образа, то есть деталей, мы не знаем. Также мы не знаем, каким будет наш внешний вид, но, исходя из того, что не будет ни болезней, ни страданий, можно предположить, что мы не воскреснем старыми или с какими-то дефектами. В Новом Завете есть духовное понятие «мера возраста Христова». Вполне возможно, что мы будем в том идеальном виде, в котором нас задумал Христос. Разумеется, мы узнаем друг друга. Супружеские союзы, которые заключены на земле по Божию благословению, сохранятся и там, только в более совершенном виде.
— Стоит ли пытаться вообразить хоть в каких-то реалиях райскую жизнь или существование в аду? Вы как-то представляете себе это?
— Этого делать категорически нельзя, потому что в любом случае это будет фантазия, а значит, ложь. Мы должны чётко осознавать, что рай — прежде всего пребывание в общении с Богом, а не какая-то локация с прекрасными условиями. Грешник не может войти в рай не потому, что Господь его не пускает, а потому, что на протяжении всей жизни постоянно отвергал Бога. Детали пребывания на том свете, изложенные в православной литературе, — лишь символы, облегчающие нам понимание.
— Надо ли понимать заповеди блаженства и некоторые другие библейские тексты так, что те, кто в земной жизни скорбел и бедствовал, на том свете утешатся и будут веселиться, а те, кто процветал и веселился здесь, там будут страдать? Или всё сложнее?
— Всё сложнее. Во-первых, для человека существует возможность покаяния. Во-вторых, в греховном смысле можно не только веселиться, например от неправедного обогащения, но и плакать, например от обиды, от злобы. Если же человек радовался и приносил радость другим, это не воспрепятствует ему войти в Царство Небесное. Бывает и радость святая, и плач святой. А бывает и радость греховная, и плач греховный.