Ключ к пониманию ветхозаветных текстов помогает нам найти священник Андрей Выдрин, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии. Он родился в 1983 году в Кирове. Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Много занимался изучением Ветхого Завета. Этой теме были посвящены и его диссертация, и другие труды. Он часто выступает с лекциями о различных аспектах библейской истории, в том числе — о пророках, в академии и других аудиториях.
Почему трава появилась раньше солнца
— Нужен ли вообще православному человеку Ветхий Завет? Там ведь много непонятного и совсем не по-христиански жестокого. Стоит ли во всём этом разбира ться?
— Мне кажется, что Ветхий Завет надо обязательно читать любому православному христианину. Ещё в древности Святые Отцы осудили негативное отношение к Ветхому Завету, которое пропагандировала группа еретиков, утверждавших, что он был написан другим, жестоким Богом, а потом пришёл истинный Бог и явил миру Новый Завет. Святые Отцы признали подобное мнение еретическим, потому что как раз в Ветхом Завете содержатся пророчества о приходе долгожданного Мессии, Который спасёт не только избранный израильский народ, но и всё человечество. По сути дела, к принятию Спасителя человечество подготавливалось именно Ветхим Заветом, что для нас — свидетельство его истинности и богодухновенности.
— Уже начало Библии может кого-то смутить. Например, в третий день творения начинают активно расти деревья, трава — и всё это без солнца, так как солнце создано в четвёртый день. Как понимать такой текст?
— Сегодня некоторые люди рассматривают текст Шестоднева с точки зрения биологии или физики, пытаясь найти в нём подтверждение или опровержение научных гипотез. Однако древний пророк не намеревался создавать научный трактат. Шестоднев — это прежде всего богословское произведение. Священный писатель стремился посредством поэзии изложить богословское учение о создании мира Единым Богом. Речь не об очерёдности и научном обосновании тех или иных процессов, а о тайне творения и о всемогуществе Бога. Господь повелевает земле произрастить траву и деревья, и, несмотря на отсутствие солнца, «стало так». Слово Божие и слово человеческое
— В книгах Ветхого Завета много жестокостей, которые не только не осуждаются, но даже представляются нормой. Как это воспринимать?
— К подобным моментам в Ветхом Завете надо относиться с позиции древнего человека. Мы воспитаны в христианской культуре, для нас гуманизм — одна из ценностей. В древности всё было по-другому. Тогда человек воспринимался лишь как часть коллектива, своего рода или племени. Так, Бог заключил завет не с Моисеем только, а со всем израильским народом, который и должен был наследовать Землю обетованную — Древний Ханаан. Согласно археологическим данным, известно, что в древности именно среди хананеев были распространены ужасные обычаи человеческих жертвоприношений. Своим божествам они нередко приносили в жертву маленьких детей. Такого не было ни в Месопотамии, ни в Египте. Глупо было бы надеяться на исправление этих диких нравов. Поэтому, как понимали это сами израильтяне, только полное истребление жителей того или иного ханаанского города могло пресечь распространение этой заразы.
— Это было мнение израильтян или Божия воля?
— Израильтяне мыслили себя в это время исполнителями воли Бога. И когда мы читаем в тексте о том, что истребление повелевалось Самим Богом, следует иметь в виду, что Священное Писание — это не только слово Божие, но и слово человеческое. В нём отражены представления о Боге, бытовавшие среди древних израильтян, находившихся на дохристианском этапе исторического и нравственного развития. И всё же следует особо оговорить, что, кроме особых случаев, ветхозаветные правила ведения войны были довольно мягкими даже в сравнении с нынешним временем.
Личный выбор святого Иеремии
— Важное место в Ветхом Завете занимают пророки. Кто из них вам ближе и почему?
— Мне лично ближе пророк Иеремия, потому что в книге, носящей его имя, в отличие от писаний других пророков ярко представлен его внутренний мир, образ личности. Иеремия на удивление подробно описывает не только свои действия, но и свои переживания. Например, когда он вступает в живое общение с Богом, то буквально начинает спорить, говоря, что не будет больше произносить слово Божие, поскольку народ его не слушает. И на какое-то время он действительно перестаёт пророчествовать, однако ненадолго. Вскоре он сообщает: «Слово, подобно огню, жжёт моё сердце так, что я устал его удерживать» (Иер. 20:9). Причём мы видим, что не Господь принуждает Иеремию дальше проповедовать, а это его личный выбор. Пророк всей душой болеет за свой народ, невзирая на то, что его обвиняют в предательстве, сажают в тюрьму и вообще готовы убить. Как человек, он приходит в смятение, хочет отказаться от своего дара, но в конечном итоге продолжает нести слово Божие, чтобы дать людям шанс спастись.
— Эта жертвенность близка духу Нового Завета…
— Да, пророк Иеремия является наиболее выразительным прообразом Иисуса Христа. Он призывает иудеев следовать Божественным заповедям, его не принимают, оскорбл яют и в конце концов убивают — побивают камнями. Именно в его книге впервые появляется сравнение с агнцем: «А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание» (Иер. 11:19), которое впоследствии Иоанн Креститель применил в отношении Христа: «Вот агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин. 1:29).
Откуда взялись «колёса, полные очей»
— А что за странные видения у пророка Иезекииля, похожие на фантастические фильмы и романы? Чего стоят только существа в человеческом облике, но с несколькими лицами, которые двигались со скоростью молнии, а между ними ходил огонь, над головами были кристаллические своды, а перед ними — колёса, в которых находились другие колёса…
— Действительно, у пророка Иезекииля очень много таинственных видений. На мой взгляд, они связаны с окружающей его обстановкой. В отличие от большинства пророков Иезекииль нёс своё служение за пределами Палестины — в Вавилоне, огромном мегаполисе, который был на тот момент центром мира. Переселение в Вавилон явилось для израильтян своеобразным культурным шоком, они столкнулись со множеством невиданных доселе явлений. Например, вавилоняне поклонялись целому сонму богов, каждому из которых строился огромных размеров храм, тогда как в Иерусалиме был всего один храм. В шумеро-аккадской традиции существовало большое количество изображений фантастических существ, что было запрещено в Израиле. Передавая Божественную весть, Иезекииль использовал образы, которые его окружали и были понятны его современникам.
— То есть на самом деле он видел нечто иное?
— Нельзя сказать, что он точно описывает то, что видел. Иезекииль постоянно употребляет выражения «подобие» и «как бы»: «как бы огонь», «как бы животные», «как бы подобие престола» и так далее. Он передаёт Божественное откровение как может — посредством того, что его окружало, потому что это нечто запредельное, выходящее за рамки земной реальности. Например, описывает «колёса, полные очей». Образ взят из религиозного обычая: жители Вавилона вывозили статую своего божества на колеснице, ободья колёс которой были украшены драгоценными камнями. Эти камни называли тем же словом, которым обозначались глаза. Иезекииль использует этот образ, но вкладывает в него иной смысл: их божества ездят на сияющей колеснице, а Вселенский Бог израильтян пребывает на надмирной колеснице всего мироздания.
Есть ли в наши дни пророки
— Возможны ли пророки в наше время? Как относиться к многочисленным пророчествам, которые приводятся в Интернете?
— Существование пророков возможно в любое время, если возникает такая необходимость. В ветхозаветную эпоху пророки часто появлялись в критические моменты истории израильского народа. В начале христианской эры они служили для распространения Евангельской вести по миру. Мне кажется, что в наше время пророческий дар перешёл к людям, которых принято называть старцами. Но к цитированию пророчеств следует относиться с осторожностью. Знаю примеры, когда какие-то слова выдаются за сказанные старцем, хотя он никогда их не произносил, либо его слова неправильно интерпретировали.
К тому же надо помнить, что Господь не ограничен пророчеством. Бог может что-либо открыть старцу, но это может и не исполниться. Именно такой случай описан в Книге пророка Ионы: услышав его пророчество, люди стали каяться, и Господь отменил уже предвозвещённое наказание.
Как Христос повысил планку
— Иисус Христос сказал: «Я пришёл не нарушить закон или пророков, но исполнить». И всё же христианство явно противоречит многим ветхозаветным установкам, начиная с «око за око». Можно ли сказать, что Христос всё-таки изменил, усовершенствовал ветхозаветные законы?
— Да, конечно. Ветхозаветные нормы и учение Христа действительно во многом различаются. Господь пришёл исполнить закон, то есть довести его до полноты или завершённости. Принцип «око за око» впервые появился в месопотамских правовых нормах за тысячу лет до упоминания в Библии, затем он перешёл в Кодекс вавилонского царя Хаммурапи. В частности, там говорится, что если по вине строителя рухнула стена и придавила ребёнка хозяина дома, то ребёнок строителя должен быть убит. Делалось это не из-за жестокости, а с целью ограничения кровной мести, то есть за ущерб полагалось равное возмездие.
Через несколько веков Господь приносит людям Благую весть и доводит древние законы до совершенства. Так, он говорит в Нагорной проповеди: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду» (Мф. 5:21.22). Христос повышает планку, говорит, что надо стараться избавиться от пожелания зла даже в мыслях. Господь даёт новую заповедь о любви друг к другу до самопожертвования: «Нет больше той любви, как если кто отдаст жизнь свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Это вершина закона любви, идеал, к которому нужно стремиться.