В храме Христа Спасителя снова очередь. Люди идут к чудотворному образу и молятся. Так уже здесь бывало, когда к нам привозили различные святыни. Но в этот раз случай особый. «Троица» Рублёва вернулась домой. Сначала сюда — в главный собор Москвы. А потом она займёт своё место в Троице-Сергиевой лавре, для которой и создавалась.
Этому предшествовало много споров, которые и сейчас продолжаются. Спорят о том, как не повредить икону, как лучше сохранить её.
Однако главный аргумент сильнее любых возражений. Икона жива в храме. Ей необходимы молитвы. И судьба её в руках Господа. А Бог «Троицу» любит.
Икона «Троица» Андрея Рублёва вернулась в лоно Церкви неожиданно и ошеломляюще стремительно. Она останется в храме Христа Спасителя до 18 июля – дня памяти Сергия Радонежского, небесного покровителя России. А потом её возвратят в Троицу-Сергиеву лавру, для которой она и была написана в начале XV века.
Я побывала в храме Христа Спасителя 4 июня, на Троицу, в день рождения Церкви. Первое, что поразило, как кардинально отличается восприятие иконы в зале музея, даже в максимально уважительной обстановке, — и внутри храма.
Я не раз видела «Троицу» в Третьяковке. Сначала в 1990-х, в годы учёбы на искусствоведческом факультете. Потом ещё и ещё. Икона стояла в застеклённой витрине: строгий, красивый, древний экспонат. И вот теперь, казалось бы, тот же глубокий герметичный шкаф, и образ тот же. Но «Троица» стала живой, какой-то парящей: почувствовать это может каждый пришедший в храм.
Примечательна бурная дискуссия вокруг возвращения «Троицы». «Почему паломники стоят в очереди, а не приходили раньше в музей, чтобы увидеть икону?» – спрашивают у нас.
Мне хорошо знакома эта интонация. Я слышала и читала подобные вопросы несколько лет назад, когда с другими православными добровольцами дежурила в многочасовых очередях паломников, приехавших поклониться поясу Пресвятой Богородицы, мощам Николая Угодника, Спиридона Тримифунтского. «Почему вы не можете сходить в соседний храм, где много лет есть частицы этих мощей?» — спрашивали тогда паломников. И смаковали неловкие ответы людей, застигнутых врасплох нелепым вопросом или не желающих говорить о сокровенном с посторонними.
Сам факт дискуссии вокруг решения Святейшего Патриарха и Президента России о возвращении русской православной святыни Церкви и резко взятая истеричная нота протестующих сразу же показали, что мы являемся свидетелями одного из важнейших этапов духовной битвы, небесной отечественной войны с агрессивным противником.
Для одних рублёвская «Троица» — это ценный музейный экспонат, для других — «три доски», третьи считают, что многочисленные списки с «Троицы» ничем не хуже и незачем было затевать эту историю. И ведь среди приверженцев этих мнений есть искренне верующие люди, в том числе историки, искусствоведы, даже священники. А вот генеральный директор канала «Спас», телеведущий Борис Корчевников называет образ «иконой нашего Бога».
«Так сложилось, что это главная у нас Его икона, в которой слились все главные русские смыслы, — написал он в своём телеграм-канале. — Грандиозность её возвращения Церкви сравнима с возвращением Бога в страну, где Его гнали почти век».
Сегодня все мы живём во времена, требующие от каждого делать выбор. И лично я делаю его вместе с Борисом Корчевниковым.