Нашим читателям отвечает протоиерей Андрей Рахновский, настоятель московского храма Ризоположения в Леонове
Каждый делает выбор
— Надо ли вообще церковным людям как-то отмечать Новый год?
— Это личное дело каждого. Но, несмотря на то что Новый год — праздник нерелигиозный, в церковной среде уже очень давно стало традицией отмечать его как минимум молебном на новолетие или даже совершать ночное богослужение, что происходит в ряде храмов и монастырей.
Когда я учился в духовной семинарии, нам на Новый год давали стакан шампанского и красную рыбу. Само собой, пост не нарушался, но некое послабление существовало, и, думаю, оно вполне уместно, учитывая, что со 2-го числа начинаются предпразднество и строгий пост.
Мне приходилось общаться с людьми из традиционных церковных семей ещё советского времени, которые этот праздник в православных рамках всегда отмечали. Его резкое неприятие наступило в 1990-х годах, когда в Церковь пришло большое количество неофитов, которые начали многое отрицать из своей прошлой жизни.
Сегодня каждый из нас в силах сделать собственный выбор: можно никак не отмечать Новый год; можно сходить в храм на молебен, на ночную службу; можно посидеть дома с семьёй, с детьми; можно даже, если это не мешает соседям, запустить петарды.
— Что подразумевается, когда говорят о воцерковлении Нового года?
— Новый год — это народный праздник, который был принят Церковью с миссионерскими целями. Мне кажется, не следует ему слишком противиться. Уж раз он существует, правильный путь — это его воцерковление. Нужно сделать Новый год праздником семейным, ни в коем случае не поводом для разгула и пьянства, потому что в таком виде он будет приобретать языческие черты. Необходимо его сопровождать молебном и богослужением. К тому же 1 января память святого мученика Вонифатия, которому как раз молятся о преодолении в себе нечистых страстей и страсти пьянства.
Главное правило — любовь
— Если в семье есть не только верующие, как вести себя православному, чтобы не обидеть домочадцев и не отступить от церковных правил?
— Основное церковное правило — это любовь. Если празднование Нового года не выходит за рамки обычного человеческого веселья, то не нужно никак отделяться от своей семьи. Не надо запираться в своей комнате и читать акафист, не надо демонстративно уходить на службу этой ночью. У нас и так много разъединений в семьях, в том числе и по причине воцерковленности одних и невоцерковленности других. Поэтому здесь лучше пойти по пути любви — это будет самый правильный путь. Можно даже съесть то непостное, что приготовила мама или бабушка, а не воображать из себя строгого постника.
— А если вас пригласили в гости друзья, которые не постятся?
— Всё-таки с друзьями у нас иной тип общения, нежели внутри семьи. Здесь как раз уместно проявить принципиальность. Друзья ведь уважают друг друга. Так почему же иногда православные стесняются проявить свой жизненный уклад, боясь, что это будет как-то не так воспринято?
— Как быть, если не очень воцерковленные члены семьи хотят весело попутешествовать в первые дни января, ведь это самые строгие дни Рождественского поста?
— Надо иметь максимальное снисхождение к домочадцам, быть со своей семьёй во всём, кроме явного греха. Конечно, я надеюсь, что семья не будет соблазнять нас на грех. По моему мнению, человек может поступиться строгостью личной жизни ради семьи. В конце концов ничего плохого в путешествиях нет. Даже если ты ослабишь пост ради семейного единства, ты принесёшь большую духовную пользу. Когда не слишком воцерковленные люди будут видеть рядом с собой любящего, внимательного христианина, который делит с ними свою душу, своё время, они быстрее придут ко Христу. Человек не должен себя изолировать от домашних и всячески показывать, что его родные — нечестивцы, а у него своя дорога. Нет, семья налагает совсем другие обязательства. Недаром же апостол Павел констатирует этот факт, говоря, что женатый заботится о земном, как угодить жене. Раз ты выбрал не монашество или девство в миру, то не надо изображать ту жизнь, которую по определению ты не можешь вести.
Чем бездомные похожи на Христа
— Что пожелаете читателям в преддверии Рождества?
— Очень бы хотелось, чтобы люди не просто приходили на праздничное богослужение, а посвятили эти дни изучению богословия праздника. Мы радуемся: «Христос раждается, славите!» А что это значит для нас, для нашего спасения, для человеческой истории в целом? Я советую как можно глубже погрузиться в праздник, пережить его во всей полноте: прочитать евангельские чтения, относящиеся к Рождеству, толкования Святых Отцов, проповеди известных проповедников, посвящённые великому событию.
И самое главное — чем следует украсить праздник. Вы помните, что Христу не хватило места в гостинице, пришлось Пресвятой Богородице рожать Богомладенца в пещере, в хлеву. Поэтому, особенно в праздничную ночь, надо вспомнить о бедных, обездоленных, у кого нет дома, кто остаётся на улице, на холоде, и обязательно что-то сделать для них. Если вы знаете, где они собираются, отнесите им праздничную еду, тёплую одежду. Рядом с нами есть люди, которые переживают ситуацию, которую пережил Христос: они остались без дома. Никогда нельзя забывать об этой стороне человеческой жизни. Надо постараться сделать так, чтобы свет праздника проник и туда. Само евангельское повествование неразрывно связано с милосердием.