Об удивительной истории царя Езекии, о её смысле и уроках беседуем с кандидатом богословия священником Андреем Выдриным. Он клирик московского храма Ризоположения в Леонове, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии. А его диссертация была посвящена библейскому повествованию о праведном Езекии.
Страх перед шеолом
— Сейчас, когда так много болящих обращаются с мольбами о продлении жизни, особенно впечатляет сюжет о царе Езекии, которому Бог даровал дополнительные 15 лет жизни. Как это произошло?
— Прежде всего надо сказать, что во времена Ветхого Завета люди руководствовались несколько иными представлениями о загробной участи душ умерших. Древние израильтяне были убеждены, что все ушедшие в иной мир попадали в преисподнюю, по-еврейски «шеол», — это не ад в нашем понимании, а подземное тёмное пространство, место скорби и стенания, откуда нет возврата. По тем представлениям существование душ умерших полностью зависело от того, насколько были постоянны жертвы в их честь на земле.
Из молитвы праведного царя Езекии видно, что и он боялся безысходности шеола и цеплялся за земную жизнь: «Пришло моё время пройти сквозь ворота преисподней, где я останусь навсегда… Всю ночь рыдал я громко, но все мои надежды рассыпались… и в скорби я глядел на небо». Он просит Господа по достоинству оценить его праведные дела и продлить земные дни: «Вспомни, что я ходил перед лицем Твоим верно и с преданным Тебе сердцем и делал угодное в очах Твоих». Плач Езекии свидетельствует о глубокой скорби и попытке умилостивить Господа.
Аргументы праведника
— О каких же праведных делах Езекии шла речь, что могло быть аргументом для продления жизни?
— Он восстановил почитание Бога в земле Иудейской. Открыл осквернённый его отцом Ахазом храм Божий и заново освятил его после запустения, начал уничтожать по всей стране капища, где приносили жертвы языческим божествам. Религиозные реформы царя Езекии привели к тому, что иудеи стали поклоняться Богу в одном месте — Иерусалимском храме. Он смог уберечь прочие храмы от осквернения во время нашествия ассирийцев.
— Какое значение молитвы древнего царя могут иметь для нас?
— Мы видим, что Господь откликнулся на личную просьбу Езекии, когда царь уже перестал надеяться на человеческую помощь и с полным упованием обратился к Нему. Таким образом, каждый человек должен научиться личной молитве Богу и стараться, подобно Езекии, жить в согласии с Божественной волей. Тогда от Господа обязательно последует спасительный ответ. К сожалению, в наше время люди часто приходят в храм и подают записки, но сами не несут никакого молитвенного подвига, у них нередко отсутствует личная и непосредственная связь с Богом, которая осуществляется только через молитву, изучение Священного Писания и участие в Святых Таинствах. Но ведь Бог — Личность, и Он хочет живого и личного общения с каждым из нас.
Мы не должны бояться смерти
— Что же отличает нас от Езекии и что сближает с ним?
— Мы с вами живём в эпоху Нового Завета. А царь Езекия жил за 700 лет до прихода Иисуса Христа. Христос принёс Себя в жертву за грехи человечества, умер на кресте, воскрес из мёртвых и победил смерть, открыв всем людям возможность наследовать древний божественный Рай, потерянный нашими прародителями. Несмотря на то что смерть продолжает забирать человеческие жизни, мы живём в ожидании всеобщего воскресения. Мы не должны бояться смерти, как ветхозаветные люди, для которых воскресение мёртвых было чем-то непостижимым.
Сейчас вокруг каждого из нас большое количество смертей, но как бы жёстко это ни звучало, мы понимаем, что, раньше или позже, все умрут; другое дело — в каком состоянии мы перейдём в мир иной.
Дополнительные 15 лет жизни Езекии можно рассматривать как образ тех возможностей, которые Господь даёт человеку, чтобы он приобрёл духовные сокровища, приводящие в Царство Божие. Христос добровольно погрузился во все людские страдания, претерпел всё, вплоть до состояния богооставленности. Его жертва является большим утешением, так как даёт нам не просто надежду, а твёрдую уверенность в том, что благодаря ей и нашему искреннему покаянию Господь нас помилует и введёт в райские обители.