Мода таинству не помеха
— Венчаться стало модным, а венчание известных людей под вспышки фотокамер иногда походит на шоу. Не мешает ли всё это таинству оставаться таинством?
— По сути своей венчание не может перестать быть таинством: алмаз всегда остаётся алмазом. Лично я главную опасность вижу не в моде на венчание, а в подходе к браку как таковому. Насколько позволяет судить мой опыт, основная проблема — в отсутствии готовности у людей, состоящих в браке, менять самих себя; обычно супруги начинают менять друг друга под себя. Зачастую нет понимания, что в браке необходимо строить отношения, идти на уступки, искать компромиссы, глубоко работать над собой, размышлять над ошибками. Разрушение семьи всегда происходит не из-за каких-то мистических причин, а из-за конкретных действий конкретных людей — как правило, из-за отказа бороться со своими недостатками, страстями, пороками.
— Нужно ли исповедоваться и причащаться перед венчанием, знать какие-то молитвы? Может ли священник не допустить желающих к венцу из-за их неготовности?
— Иногда бывает, что люди делают первые шаги в храмовой жизни, находятся на пути к воцерковлению и хотят венчаться. Не думаю, что в подобных случаях священник должен отказывать, но он должен обязательно провести подготовку к венчанию, несколько раз встретиться с такой парой, по-человечески познакомиться, всё объяснить и, конечно, привести их к исповеди и причастию. Ведь нераскаянность в грехах висит тяжким грузом на душе человека, не позволяет ему посмотреть на себя со стороны, исправить недостатки, которые мешают в том числе и в семейной жизни.
Исповедь помогает начать жизнь с чистого листа, осознать свои ошибки и попытаться не повторять их в браке. В причастии мы обретаем единство во Христе, получаем благодатную помощь освящения, которая поможет созидать семью. Именно поэтому участие в исповеди и причастии необходимо перед венчанием.
У меня было несколько случаев, когда я не то чтобы отказывал в венчании, но убеждал супругов, что они ещё не готовы. И если они не желали что-то реально изменить внутри себя, наш разговор не имел продолжения в виде венчания.
— Можно ли обвенчаться с человеком другой веры или с атеистом?
— Согласно постановлению последнего Архиерейского Собора, по благословению архиерея возможен брак с христианами иных конфессий, не относящимися агрессивно к православию, например с католиками, армянами. Если же человек неверующий или не верит во Христа, то венчание невозможно, так как в этом таинстве сознательно участвуют оба супруга.
И стар и млад
— Когда лучше венчаться: сразу после регистрации брака, чтобы брак был крепче, или после некоторого испытательного срока в семейной жизни, чтобы убедиться в прочности семьи?
— Если супруги — люди воцерковленные, то странно, что они сразу не венчаются. Предполагается, что для верующего человека благословение Божие — это самое важное. По моему мнению, когда люди подходят с позиции, что им сначала надо разобраться в своих отношениях, а потом, если всё будет нормально, повенчаться, они изначально проявляют психологическую капитуляцию, заведомо считают, что их брак закончится чем-то плохим. Отчасти такой подход основан на ложном убеждении, что развод в случае невенчанного брака — меньший грех, чем развод состоящих в венчанном браке. Нет, разрушение семьи является тяжким смертным грехом в любом случае.
— Стоит ли идти под венец супружеским парам с большим стажем? Есть ли какие-то особенности при венчании таких людей?
— Существует особое чинопоследование, молитвы о супругах, «в летех мнозех сущих». Классическое венчание над людьми, долго прожившими вместе, совершать несколько странно, ведь там есть прошения: «О еже податися им плоду чрева, дароватися им благочадия восприятию», а они уже в таком возрасте, что всё это будет звучать лицемерно. Молитвы, которые содержатся в чине венчания, предполагают именно начало семейной жизни.
— Нужно ли родительское благословение на брак? Как быть священнику, если молодые зарегистрировали свой брак против воли родителей и хотят венчаться?
— В том случае, если два совершеннолетних человека зарегистрировали свой брак, у священника нет оснований отказать им в венчании. Единственное, что он может, — это через подготовительные беседы убедить примириться с родителями. Хотя часто бывают ситуации, в которых неправы именно родители. Они должны поддерживать своих детей, любить, молиться за их семью, а вместо этого говорят: «Вы что? Вы ещё такие молодые! Хотите — живите вместе. Но зачем расписываться и венчаться?» Родители просто толкают детей на блуд, на отношения без обязательств. Конечно, жалко, когда нет согласия и взаимопонимания, но в такой ситуации родителей точно слушаться не надо. Не ругаясь и не конфликтуя, взрослые люди имеют право сделать самостоятельный выбор.
Три совета перед венцом
— Какие советы стоит дать тем, кто собирается венчаться? От каких ошибок предостеречь?
— Первый совет: капризничать и выбирать можно до момента росписи и венчания. Если ты уже соединил свою жизнь с человеком, то должен смотреть на его бытовые недостатки и слабости сквозь пальцы, принимать таким, какой он есть. Из этого вытекает второй совет: в браке ни в коем случае нельзя воспитывать друг друга, воспитывать нужно самого себя. Третий совет: мы должны помнить, что венчание продолжается всю жизнь, поэтому надо быть открытым для Бога всю жизнь, каждый день молиться за свою семью. Благодать венчания не только не исключает человеческие усилия по достижению семейной гармонии, но и предполагает их. Нельзя относиться к венчанию как к магическому действу, которое неким волшебным образом сделает ваши отношения счастливыми.