«Радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление моё!» — восклицал святой царь Давид, вдохновенный автор библейских псалмов. А как молиться современному человеку, чтобы Бог его услышал? Нужно ли стараться вызвать в себе слёзы? Какие молитвы важнее — благодарственные или просительные? Можно ли молить Господа о материальном благополучии? На эти и другие вопросы отвечает иерей Пётр Иванов, настоятель московского храма Преподобного Сергия Радонежского в Гольянове.
Главное — признать свою слабость
— Что делать, чтобы молитва была услышана Богом?
— С одной стороны, есть расхожее выражение: Бог слышит любую молитву. То есть её форма, язык, время и место не имеют значения. С другой стороны, мы часто просим священника помолиться о нас. Или говорим: «Напишу записочку старцу, чтобы он молился обо мне». Или идём к иконе святого: «Моли Бога о нас, святый угодниче Сергий!»
— То есть мы интуитивно чувствуем, что одна молитва может быть сильнее другой…
— Так оно и есть. Почему это происходит и насколько другая молитва сильнее, мы сказать не можем, нет такого прибора, чтобы это измерить. Но вслед за Святыми Отцами мы можем отметить факторы, которые влияют на качество молитвы. И первый среди них — смирение. Если желаешь что-то получить, первое, с чего ты должен начать, — это признать свою слабость. Ты многое можешь сделать сам, но не всё. Ты потрудился, но большего не можешь одолеть, потому и просишь тебе помочь.
Смирение, я думаю, проявляется и в памяти о том, что мы люди грешные и просим о помощи безгрешного Бога. И это не самобичевание, а осознание того, что мы нарушили договор, заключённый с Ним. Господь дал нам заповеди и просил их исполнять. Мы же регулярно их нарушаем и потому обращаемся к Господу с осознанием чувства собственной вины.
«…Зато бесы понимают и бегут от тебя»
— Что ещё усиливает молитву?
— Качество молитвы возрастает многократно, если человек сам потрудился для исполнения просьбы. Бывает так называемая молитва на диване, когда человек просит, но при этом не только сам ничего не делает, но вдобавок продолжает грешить. Такая молитва, конечно, Богу неугодна.
И ещё одно условие качественной молитвы — осознанность. Условие не самое важное. Но, читая молитву, нужно понимать, что за слова ты произносишь. Беседуя с человеком, мы стараемся всегда держать нить разговора, наблюдать за реакцией собеседника. Было бы странно, если бы мы на общение с людьми это распространяли, а Богу в этом отказывали. Так что сводить молитву лишь к прочтению тех или иных обязательных фраз — это неправильно.
— Вы сказали, что понимание смысла — не самое важное. Почему так?
— Вопрос не только в понимании. Казалось бы, что непонятного в «Господи, помилуй»? Повторил двенадцать раз — и всё. Но человек часто отвлекается и «улетает». С другой стороны, мы знаем святых, которые были не слишком образованны и не могли вникнуть в сложные конструкции церковнославянского языка.
Ярчайший пример — блаженная Матрона. Простая крестьянка, без образования, а поднялась к таким высотам духа и стала одной из самых почитаемых на Руси святых! Помню, читал в каком-то из житий, как одна монахиня сетовала духовнику, что, читая псалтирь, многого не понимает. Он ей ответил: «Пускай ты не понимаешь, зато бесы понимают и бегут от тебя».
Не требуйте скорого ответа
— Может ли молитва быть лишь монологом? Или её нужно произносить с надеждой на ответ? И как тогда добиться обратной связи?
— Не знаю, как можно непременно ожидать от Бога ответа. Ты просто обращаешься к Нему с просьбой, ты умоляешь. Один святой, объясняя, как нужно читать И исусову молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня!», приводит такую аналогию: человек возведён на эшафот. Он не хочет умирать, но оправдаться невозможно, всё доказано, кругом стража, сбежать нельзя, помочь некому. Что остаётся? Умолять. «Я всё понял, я признаю свою вину, но помилуйте меня, пожалуйста!»
— Красноречивый образ…
— Проси со смирением, предварительно потрудившись, осознанно. И тогда, может быть, получишь ответ. Возможно, возникнет какое-то новое ощущение: внутренняя лёгкость, уверенность. У меня так часто бывает. А может, и не возникнет ничего. Нужно просить и верить, что Бог тебя слышит, и надеяться, что Он тебе поможет. При этом я убеждён, что молитва — это диалог, только вот ответ от Бога не всегда скор, его нелегко услышать и понять. Ожидать ответа здесь и сейчас — неправильно, даже как-то дерзко. А если ответ и придёт, может оказаться, что получишь совсем не то, что просил. Потому что мы не всегда понимаем, что нам действительно нужно, а Бог всё устраивает так, как наиболее полезно для спасения души.
Просьба и благодарность — рядом
— Если Господь лучше нас знает, что нам полезно, а что нет, имеет ли смысл о чём-то Его просить? Не лучше ли возносить Ему только благодарственные молитвы? Иногда даже говорят, что в очах Божиих они ценнее, чем молитвы просительные.
— Бог, конечно, знает, что и когда нам надо, но мы же всё равно будем просить. Даже если убедить человека повторять только «Господи, помилуй», через пару часов ему обязательно приспичит, и он попросит: «Господи, сделай так, чтобы я успел на поезд!» Потом: «Помоги, чтобы я сдал экзамен!», «Защити от вируса!», «Исцели от болезни!» Когда человек осознаёт границы своих возможностей, ему остаётся только просить. Но при этом нельзя забывать о благодарности. Я бы эти молитвы поставил на совершенно равные уровни и даже рекомендовал, чтобы в наших молитвенных правилах и тех и других было поровну. Если провести параллель с человеческим миром, то человеку духовно зрелому доставляет радость творить добро, он любит помогать и ему приятна просьба о помощи. И Богу наши просьбы тоже приятны и угодны, Он радуется, когда мы, осознавая ограниченность своих сил, обращаемся к Нему.
— А просьба о материальном благополучии — это не слишком мелко для Бога?
— Не зазорно попросить и об этом, если ты приступаешь к молитве, как заповедали Святые Отцы: со смирением и предварительно потрудившись.
Меняет ли Творец Свои замыслы
— Можно ли упорной молитвой понудить Бога исполнить какое-то наше желание вопреки Его же замыслу?
— Трудно ответить на этот вопрос, поскольку трудно рассуждать о Божественных замыслах. Когда у святого Варсонофия Великого один человек спросил: «Отче, есть ли воля Божия на то, чтобы я стал монахом?» — тот ответил: «Волю Божию познавай из обстоятельств жизни. Не меня спрашивай, а помолись, и Господь тебе откроет». Предположим, человек помолился, и что-то изменилось. Но мы же не знаем, могло ли быть иначе, чем случилось. Так что сослагательное наклонение здесь не очень к месту.
Хотя есть не вполне каноничные истории, которые говорят: Бог может изменить первоначальный замысел. Легенда гласит, что, когда Кондратий Рылеев был ребёнком, он тяжело заболел, умирал, и его мать истово молилась, стоя на коленях возле детской кроватки. Ей явилась Богородица и показала человека, болтающегося на верёвке. «Это Кондратий. Ты хочешь?» — спросила Богородица. Мать ответила не думая: «Хочу, чтобы мой ребёнок жил!» Наутро, когда она проснулась, малыш оказался здоровым. Как известно, Рылеев стал декабристом и окончил жизнь на виселице.
Что такое «помысел справа»
— Есть грехи, которые уже исповеданы, но продолжают тревожить душу. Надо ли молиться Богу об их прощении?
— Святые Отцы не рекомендуют сильно концентрироваться на исповеданных грехах. Это может быть одним из вариантов дьявольской уловки, потому что нечистый стремится вывести христианина из мирного состояния духа и использует для этого порой очень необычные средства, в частности греховный помысел, который маскируется под благочестие. Старец Паисий называл его «помысел справа». Самоукорение — вещь полезная, но ты не говори себе: я плохой отец. Это бессмысленно, это от лукавого. Говори себе: я раздражаюсь, уделяю мало времени детям, но с Божией помощью я прекращу это делать и тогда стану лучше.
— Иногда после службы мелькает мысль: как хорошо я сегодня помолился! Как избавиться от такого самолюбования?
— Один красуется, когда молится, а другому стыдно искренне помолиться в чьём-то присутствии, он боится, что его сочтут религиозным фанатиком. Я на исповеди часто слышу признания и первого и второго рода. А корень у обоих грехов один — самолюбие. Верное средство от этого — Иисусова молитва. Произнеси её, и, во-первых, от тебя сразу лукавый отступит, а во-вторых, Господь тут же приведёт тебе на ум твои грехи и скажет: «Ты вообще помнишь, кто ты есть? Молись. Ты создан Богом для того, чтобы молиться». Если бы существовала инструкция по эксплуатации человека, то эта функция была бы в ней прописана первой.
До слёз нужно дорасти
— Если молишься со слезами — это хорошо? Иногда говорят, что слёзы — показатель искренности. Но ведь их можно вызвать специально, как это делают артисты…
— Слёзы на молитве — это либо Божий дар, либо индикатор определённого духовного уровня, на который поднялся человек. И если ты находишься уровнем ниже, не нужно пытаться присвоить себе то, что тебе не принадлежит. Иначе говоря, не нужно выжимать из себя плач, надо стремиться к такому образу жизни, который приведёт к слезам на молитве естественным образом.
— А какую роль играет положение тела при молитве? Молитва на коленях сильнее обычной? И попутно вопрос нашего читателя: «Могу ли я читать вечернее правило, лёжа в постели»?
— Начнём с последнего вопроса. Если речь идёт не о тяжелобольном человеке, то молиться в постели — это, конечно, блажь. Лучше, конечно, молиться стоя, но немощный, ослабленный человек может молиться и сидя. А если ты силён и у тебя ничего не болит, пожалуйста, встань на колени. Такое положение настраивает на кротость, помогает смириться.
— А если верующий захочет простоять на коленях всю литургию?
— Никто ему это не запретит сделать. Главное — найти в храме такое место, чтобы не привлекать к себе, стоящему на коленях, особого внимания, не вводить в смущение окружающих людей.
Как настроиться на правильный лад
— Обязательно ли дома зажигать свечу, когда молишься?
— Конечно, нет. Как и многие предметы церковного обихода, свеча имеет двойной смысл: утилитарный — освещает тёмное пространство, и духовный, символический — её называют пламенной верой или горящей молитвой. Дома есть электричество, поэтому вряд ли свеча нужна для освещения. Но мне кажется, что зажжённая свеча помогает создать нужное настроение. Особенно во время вечерних молитв. Гасишь свет — и как будто пропадают все предметы, которые могут тебя физически отвлекать. Освещён только круг икон. Я очень люблю молиться при свечах, мне это помогает настроиться на правильный лад. И дома, и в храме.
— В храме бывает, что ум рассеивается в самые важные моменты богослужения — например, когда освящённые хлеб и вино прелагаются в Кровь и Плоть Христовы. О чём прихожане должны в эти минуты просить Бога?
— Есть общая рекомендация о том, что нужно содержать в уме во время богослужения. Она трёхсоставная. Первое: старайся слушать службу. Повторяй вместе со всеми понятные молитвы, например «Миром Господу помолимся! Господи, помилуй!». Второе: устал слушать или перестал понимать — поминай своих ближних, о здравии, об упокоении. Некоторые люди стоят в храме с книжками, следят по тексту. Это очень полезно, я всегда за. Третье: читай Иисусову молитву. Я, если сам не служу, в самые важные моменты богослужения повторяю: «Господи Иисусе Христе, помилуй нас».
— И последний вопрос: зачем обращаться к Богу с молитвой? Есть какая-то главная причина?
— Молитва — естественный человеческий процесс. Такой же, как, например, моргание глазами. Просто некоторые ещё не попали в ситуацию, когда для человека очевидно его собственное бессилие и надеяться надо только на помощь свыше.