«Прелесть!» — говорим мы о чём-то привлекательном. Но первоначальное значение слова совсем иное. «Прелесть — повреждение человеческого естества ложью», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Это состояние «обманчивой святости», когда верующему кажется, что он достиг духовных высот, сподобился особой благодати от Бога. Часто ли впадают в прелесть современные церковные люди? Как от этого уберечься? Где критерии, позволяющие распознать маскирующуюся ложь? Об этом наш разговор с известным проповедником и миссионером архимандритом Сергием (Рыбко).
О святом Никите и о ковиддиссидентах
— Мы говорим «впасть в грех» и «впасть в прелесть». В чём разница?
— Прелесть рождается от греха — от гордости. У человека возникают ложные представления: он начинает видеть в себе духовные дарования, исключительные способности. Кто-то чуть ли не возносится при молитве, кому-то являются ангелы. Всё это бесовские искушения. О них говорится в житиях. Например, юному монаху Никите бес явился под видом ангела и предложил вместо молитв усиленно изучать Ветхий Завет. Никита поверил и гордился тем, что на память знает Писание. Потом монастырская братия изгнала этого беса, Никита начисто всё забыл и вынужден был заново учиться азбуке. Позже он вёл смиренную жизнь, стал епископом, и сегодня мы молимся ему, святителю Никите Новгородскому.
— Когда верующий говорит, что в храме невозможно заразиться и маски не нужны, — это проявление прелести?
— Такой человек не знает промысла Божия и самонадеянно полагает, что неуязвим для болезней. «Раз я хорошо молюсь, то Бог должен меня защитить». То же самое случается иногда и с теми, кто заболел: «Если я усиленно молюсь, то Бог обязан меня вылечить». На первом месте «я», на втором — требование к Богу. Вспомним, что ответил Варсонофий Великий болящему иноку, когда тот пожаловался: «Отче, молюсь с верой об исцелении, а оно не наступает». — «Не с верой ты молишься, а с бесовской уверенностью».
— Что нужно, чтобы победить пандемию? Вакцина?
— Покаяние. Покайтесь, и пандемия пройдёт. Господь смиряет нас. И санитарные меры смиряют. Это не очень удобно: маски, дезинфекция, сознание своей слабости. Тут-то и восстаёт гордость: я же верую, мне вирусы нипочём! Так и Христа искушали: «Бросься с храма вниз, и ангелы Тебя подхватят!»
Храм не музей и не филармония
— Многих сегодня привлекает радостное христианство: ощущение счастья от всего, связанного с верой, — храмов, пения, икон, добрых батюшек. На неприятном сознании своей греховности стараются не концентрироваться…
— Такое отношение к вере — это и есть прелесть. Человек хочет получить всё без труда. Ложная установка: не напрягаться, и тебе поднесут на блюдечке Царствие Небесное. На самом деле так не будет. Смысл христианской жизни — покаяние. Нужен духовный труд. Об этом писали Святые Отцы, преподобный Иоанн Лествичник, святитель Игнатий. Если человек видит свои грехи, кается в них, он понимает, что не достоин радости. «Блаженны чистые сердцем…» То есть сначала надо измениться, очиститься от страстей. Ходить в храм как на концерт или как в музей можно, но духовного результата от этого не будет.
— Святитель Григорий Палама писал о нетварных энергиях, позволяющих человеку сокровенным образом приобщаться к Божеству. Есть люди, которые целенаправленно ищут эти энергии, говорят, что заряжаются силой во время богослужения. «В храм иду больной, а обратно лечу как на крыльях». Это благодать или прелесть?
— Само ожидание благодати, по словам святителя Игнатия, уже есть прелесть. Установка на то, чтобы искать в христианстве лишь приятное, «позитивное» и наслаждаться этим, не имеет ничего общего с подлинной духовной жизнью. На богослужения ходят не для того, чтобы укреплять физическое здоровье. Благодать — эквивалент спасения, она даётся от Бога. А кто-то этим словом называет своё хорошее настроение, эмоцию. Получается подмена понятий.
— Верно ли представление о том, что от каждой святыни — икон, мощей и, конечно, Чаши с причастием — исходят невидимые лучи наподобие Фаворского света? И задача верующих — этот нематериальный, духовный свет воспринять?
— От любой святыни действительно исходит благодать Божия. Но не надо представлять это как некое материальное излучение наподобие радиации. К иконе можно приложиться, но если человек начинает водить по ней ладонями, чтобы «зарядиться», это уже не православие, а что-то противоположное. Восприятие благодати происходит прежде всего духовно, через покаяние, преодоление греха. Любые попытки обойти сознание своей греховности, дотянуться до Бога окольным путём — от лукавого.
Что сводит к нулю любую молитву
— Нет ли прелести, когда человек пренебрегает иконой? Вот вопрос из редакционной почты: «Иногда мне хочется молиться перед мадонной Рафаэля. Разве гениальные художники хуже иконописцев?»
— Гениальные художники часто писали мадонн со своих любовниц. Близкая подружка под видом Божией Матери — разве не кощунство? Не понятно, чем православного верующего не устраивает икона. Может, человек заботится о каких-то внешних эффектах? Молитва — это духовное делание, обращение к Божественному миру. Икона — окно в этот мир. А можно искать приятные впечатления, любоваться мастерством художника. В музеях много картин на религиозные темы, любуйтесь. Но к молитве это не имеет отношения.
— Если молишься на улице или на работе, можно ли представлять себе образы Спасителя, Богородицы — такие, как на православных иконах? Или лучше вообще отключить воображение?
— Святые Отцы учили, что во время молитвы ум должен быть безвидным, то есть лишённым воображаемых образов. Нужно сосредоточиться на смысле произносимых слов и следить за тем, чтобы молитва шла от сердца. А всякого рода мечтания только отвлекают.
— Мой знакомый практиковал постоянную Иисусову молитву и обнаружил, что она стала звучать в нём как бы сама собой, иногда даже во сне. Является ли это признаком духовности?
— Когда молишься с чувством покаяния, это приносит пользу. Важно только не мнить, что ты чего-то достиг, стал духовным. Ведь в молитве мы просим Господа: «Помилуй меня, грешного!» Если примешивается мысль: «Какхорошо у меня получается!» — то всё пропало, вместо духовности растёт самомнение и прелесть. Вообще, заниматься такими практиками надо по благословению духовника.
— А как относиться к снам, если в них являются духовные образы?
— Как к прелести. В библейской Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, сказано: «Сонные грёзы окрыляют глупых. Верящий сновидениям подобен тому, кто гонится за ветром».
Действенное лекарство от самомнения
— Кому в большей степени угрожает впадение в прелесть — людям, которые много молятся, чтобы достичь духовных высот, или тем, кто не ставит особых духовных целей, а просто старается жить по заповедям?
— Пожалуй, тем, кто ставит перед собой особые задачи. Цель у них благая, но надо всё делать по правилам. Без самонадеянности. И прежде всего нужно найти духовного руководителя — священника, хорошо знающего труды Святых Отцов.
— Вам приходилось встречаться с людьми в состоянии прелести? Удавалось на них влиять?
— Чаще всего с ними бесполезно спорить. Они тут же обижаются, озлобляются. Цитаты из Священного Писания, из Святых Отцов на них не действуют. Человек замыкается на своих ощущениях, лелеет то, что ему кажется «внутренней благодатью», а всем, кто сомневается в его духовности, отвечает: «Я знаю, что прав, не лишайте меня радости!» Бывают и крайние ситуации, когда дело доходит до психических расстройств, галлюцинаций.
— А вы сами когда-нибудь подвергались «прелестным» атакам?
— Да, особенно в юности, в миру. Приходил тогда к духовнику и радостно сообщал о своих достижениях в молитве. А он в ответ: «Прелесть это у тебя». Так я ему не верил, думал, что он меня специально смиряет. Тогда возникло опасное чувство: ещё немного, и для меня воссияет Фаворский свет. Слава Богу, Господь миловал, прошло. И сейчас, когда ко мне обращаются за духовной помощью, стараюсь избавить прежде всего от самообмана.
— А как избавить, если человек убеждён, что приблизился к Богу, стал почти святым?
— Тот, кто убеждён, вряд ли придёт за советом. А если пришёл, значит, есть шанс как-то его отрезвить. Одной матушке, которая, как ей казалось, достигла в молитвенном делании небывалых высот, дал совет регулярно повторять про себя: «Я дура». Звучит грубовато, но от самомнения лечит.
Настоящая любовь сурова
— Наша читательница спрашивает: верить ли предсказаниям старцев? Она съездила в монастырь, спросила о своём будущем и осталась в сомнениях…
— Ошибочно само стремление к каким-то пророчествам, предсказаниям. Тому, кто предал себя воле Божией, незачем знать будущее — так говорил святитель Игнатий. Господь позаботится обо всём: когда надо, тебе откроет, к чему надо, тебя приготовит. Помню, когда я начал регулярно ходить в храм, мне сразу захотелось проповедовать христианство. Но тогда было ещё не время. А через несколько лет я в Калуге молился Калужской иконе Божией Матери, и вдруг словно со стороны пришла мысль: скоро тебя, дурака, будут рукополагать. Через месяц стал диаконом.
— Надо ли вообще искать старцев?
— Совет опытного духовника в трудной жизненной ситуации приносит пользу. Но старцев часто ищут, потому что не хотят потрудиться. Искать волю Божию — это серьёзный труд. А тут простое решение: найду старца, и он мне всё скажет! Проблема и в том, что сегодня старцами называют очень многих. Тем самым часто искушают священников. Складывается круг почитателей, из уст в уста передают рассказы об особой прозорливости, чудесах. Если священник не хочет такой сомнительной чести, то не будет это поощрять. А бывает, что свита делает короля.
— История бывшего схиигумена Сергия Романова тоже может трактоваться как впадение в прелесть?
— Да, громкие обличения Церкви, священноначалия — явное проявление мании величия. А те, кто рядом, вместо того чтобы помолиться о вразумлении духовника, создают ему ореол пророка. В итоге его отлучили от Церкви, полностью лишили церковного общения.
— А из вас духовные чада пытались делать икону?
— На корню это пресекаю. Когда вижу, что человек смотрит на меня как-то странно, с обожанием, сразу стараюсь его вразумить. Даже если это ему неприятно. Настоящая любовь сурова, это не потакание нашим слабостям.
— И последнее: как уберечься от прелести?
— Главное противоядие — приоритет смирения.
Наша справка:
Архимандрит Сергий (Рыбко) — автор нескольких книг, издатель духовных сочинений, строитель храмов, настоятель храма Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище Москвы.