Несмотря на все сложности нынешней обстановки в мире, островок русского православия продолжает жить в одном из самых крупных городов США.
Искал древнюю Церковь и нашёл её в русском православии
В Филадельфии солнечно. Дорогу к собору Святого Андрея указывают сине-золотые купола, их видно даже среди плотной застройки. Собор кажется маленьким, почти игрушечным. Но внутри неожиданно просторно.
В двухэтажной пристройке к собору находится небольшой музей, он посвящён легенде русского флота — крейсеру «Варяг», который во время Русско-японской войны был затоплен экипажем, чтобы корабль не достался противнику. А строился и сошёл со стапелей «Варяг» именно здесь, в Филадельфии. Его офицеры и матросы были прихожанами храма. Сегодня мы можем видеть модели «Варяга» и другого русского корабля, построенного на филадельфийских верфях, — «Ретвизана» — под музейным стеклом.
Настоятелю собора протоиерею Марку Шинну 77 лет. С филадельфийским приходом Русской Православной Церкви Московского Патриархата связана большая часть его жизни. Потомок первых английских пилигримов, сын американского офицера — участника Второй мировой войны и матери — наполовину француженки, наполовину бельгийки, он родился в Брюсселе. Подростком пришёл к православию; до этого, как следует из его подробного рассказа, искал подлинную древнюю христианскую Церковь. И нашёл её в православии.
— Меня крестили довольно поздно в католическом храме. А уже через два года я перешёл в православие. В Брюсселе есть замечательный, красивый храм-памятник, построен в чисто русском стиле в честь царской семьи. Там часто служил святитель Иоанн Максимович — знаменитый архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Он был старец, подвижник. Удивительный архиерей. И он дал мне благословение принять православие, — вспоминает протоиерей.
Получив стипендию для учёбы в США, отец Марк переехал в Чикаго, женился. Там же был рукоположен и стал вторым священником чикагского Покровского собора Русской Православной Зарубежной Церкви.
Новые прихожане на «Лексусах»
— Но всё же вы перешли в юрисдикцию Московской Патриархии, — уточняю я. — Хотя отношения между ней и РПЦЗ были в те годы, мягко говоря, не очень.
— Перешёл по тем соображениям, — объясняет отец Марк, — что тогда Русская Православная Церковь Заграницей оказалась отделена от Вселенского Православия полностью. Это сейчас у нас — как одна Церковь: храм РПЦЗ «Всех скорбящих Радость» в Филадельфии находится недалеко от нас, его настоятель отец Валерий иногда служит у нас, а я иногда служу у него. Воссоединение церквей произошло в 2007 году прежде всего благодаря Патриарху Алексию II. А тогда я боялся, что Зарубежная Церковь постепенно превращается в секту, прихожан в ней становилось всё меньше. Поэтому в 1985 году по благословению Патриарха всея Руси Пимена я перешёл в Московскую Патриархию и был назначен настоятелем этого храма.
Отец Марк говорит по-русски с едва заметным акцентом: кажется, сложнее всего ему даются согласные «ч» и «щ». Получается не почта, а «пошта», не помощь, а «помош». Ещё он иногда неправильно ставит ударения в словах. А когда смеётся, то прикрывает рукой глаза. Смеётся негромко, даже вроде стеснительно. Как, например, рассказывая о прихожанах собора Святого Андрея, появившихся здесь в девяностые.
— Наверное, в малиновых пиджаках и с крестами на золотых цепях? — спрашиваю настоятеля.
— Нет, — улыбается отец Марк, — этого не было, но почти у каждого был белый «Лексус». Иногда муж с женой имели пару одинаковых белых «Лексусов». И у них в карманах были купюры только по 100 долларов, меньше не было, так что мы их сразу узнавали. К сожалению, большинство из них потом тут, в Америке, попали в криминальные истории и оказались в заключении… Но мне их было жалко, я и дома их освящал. И «Лексусы» тоже.
Русские моряки на американских верфях
История основания прихода собора Святого Андрея Первозванного драматичная и героическая одновременно. Это наследие и российской истории, и американской. И весьма символично, что собор находится недалеко от того места, где была подписана знаменитая Декларация независимости США. Многие первые колонисты ехали сюда в надежде обрести свободу и независимость для своей веры.
Вот и братство Святого Андрея было основано эмигрантами из Западной Украины, тогда ещё Австро-Венгрии, бежавшими в Америку из-за нищеты и преследований их веры.
— Их очень много тогда приехало в Пенсильванию, — рассказывает отец Марк. — И они начали работать в горах, в угольных шахтах. Очень тяжёлая была у них жизнь, но здесь они всё же имели право вернуться в православную веру своих предков, а под Австрией это было практически запрещено, там все были униаты. А здесь они основали свой приход. Хоть и с большим трудом — при сопротивлении Католической Церкви.
Помог русский военный флот. Если бы не он, уверен отец Марк, приход не выдержал бы. Но случилось так, что Россия заказала судостроительной компании William Cramp&Sons постройку двух судов для Императорского флота — бронепалубного крейсера «Варяг» и эскадренного броненосца «Ретвизан». С появлением больших денег из России город уже не сопротивлялся созданию православного прихода, а местные газеты подробно описывали детали постройки кораблей. Копии тех публикаций сейчас выставлены в музее собора.
Вместе с деньгами из России в Филадельфию прибыли около 400 русских офицеров и матросов — это была и моральная, и материальная поддержка храму. Хотя храма как такового на тот момент ещё не было — служение проходило в частных домах, а иногда и на строящихся кораблях. Купить здание и переоборудовать его под церковь удалось уже после того, как моряки отбыли из Филадельфии в 1902 году.
В музее сохраняется табличка с именами жертвователей на храм из команды «Варяга». Здесь же семисвечник, подаренный командой броненосца «Ретвизан», и иконостас корабельной церкви также с броненосца. И три флага — российский, американский и андреевский. Завеса Царских врат со стороны алтаря тоже в виде андреевского флага.
«У нас половина прихожан — с Украины»
В 1991 году, незадолго до годовщины последнего боя крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японцами, отец Марк позвонил в российское посольство, попросил к телефону военно-морского атташе. И пригласил на панихиду по погибшим морякам. Это было возобновление потерянных на долгие годы связей. Об этом свидетельствуют музейные фотографии с российским адмиралом Игорем Касатоновым и высокими чинами из нашего посольства.
— Приезжали иногда на Андреев день, иногда на День Победы, — рассказывает отец Марк. — У нас, кстати, единственный приход в Америке, который отмечает День Победы.
— Единственный? — уточняю я. — Вы точно знаете?
— Да. Я и сам удивляюсь. Но не всё так просто, — грустит отец Марк. — Сначала пандемия, а теперь, поскольку у нас половина прихожан с Украины… Они православные христиане, и они все верные Московской Патриархии, никакой вражды у них к России нет, но они, конечно, переживают, родственники там в опасности. И какие бы ни были политические взгляды, им тревожно, больно. Но, слава Богу, у нас в приходе удивительный дух: мы все друг друга поддерживаем и никаких трений, неприятностей нет. Ушли от нас три или четыре семейства — и всё. Я боялся, что будет экстремизм в отношении храма, но всё обошлось: была какая-то мелочь, но так… Считай, не было.
Я заметила внизу объявление о сборе денег для Украинской Православной Церкви.
— Это через Зарубежную Церковь, — поясняет отец Марк, — они имеют возможность передавать это всё лично в руки митрополиту Онуфрию (глава канонической Украинской Православной Церкви. — Ред.). И мы тоже передаём разным монастырям и храмам Украины всегда лично, из рук в руки из-за преследований нашей Церкви со стороны нынешних украинских властей.
Вера сильнее географии
Облачения отец Марк также заказывает в мастерских Украины — это ещё одна, как я понимаю, возможность поддержать братьев и сестёр. Интернет для связи с ними, несмотря ни на что, работает и «пошта» тоже.
— Я с мастерской разговариваю, спрашиваю: как вы сейчас? — рассказывает настоятель. — Сидим в подвале, отвечают, воздушная тревога. Но всё равно они шьют и посылают. А книги у нас все из Москвы — богослужебные и другие. И когда нужны иконы, у нас есть студия в Москве, где я заказываю, и прихожане привозят.
Святые образы, собранные в соборе Святого Андрея, — это также своего рода история прихода: тут семейные иконы прихожан из разных регионов — из России, Беларуси, донбасских монастырей, Одессы. Священник отец Александр, выпускник МГУ, привёз иконы из университетского храма Великомученицы Татианы. Как раз, лёгок на помине, приходит и сам отец Александр, рассказывает, как только что был на похоронах своего знакомого и встретил однокурсников, с которыми когда-то вместе ездили на картошку.
…Когда я выхожу из собора на всё так же залитую солнцем филадельфийскую улицу, то не сразу понимаю, почему идущие мимо люди говорят по-английски, а не по-русски, — дух России, царящий в соборе Святого Андрея, оказался сильнее географии.