Православная газета

Иеромонах Игорь (Васильев): «Когда я освятил Эльбрус, выглянуло солнце»

Как священник из Кабардино-Балкарии служил литургию на самой высокой вершине России

Иеромонах Игорь (Васильев): «Когда я освятил Эльбрус, выглянуло солнце»

В шаге от веры

Мне было 20 лет, когда я крестился, но войти в Церковь как-то не получалось. Иногда я подменял отца, который работал в поликлинике сторожем. Окно регистратуры, где было место сторожа, смотрело на разбитое здание бактериологической лаборатории. Из сотни похожих зданий, построенных ещё в 1937 году, уцелело оно одно. Ночью я ставил на окно свечку и молился как умел.

Как-то прочёл в местной газете, что для Тырныауза рукоположен священник и что богослужения начинаются именно в той избушке, где была баклаборатория. Чтобы не зайти в храм, теперь у меня не было никакой отговорки. Я перешёл через дорогу и познакомился с настоятелем отцом Игорем Розиным. Стал прихожанином, а потом начал служить в храме алтарником.

13 мая 2001 года работница храма позвонила мне: батюшку убили. Я прибежал, припал к его руке и сказал: батюшка, постараюсь продолжить. Хотя сам не знал, как и что продолжать.

Его зарезал религиозный фанатик, считавший себя мусульманином. Потом сам пришёл в милицию и сказал, что убил попа и за это попадёт в рай.

Мы в приходе считаем отца Игоря, хоть он и не прославлен пока Церковью, пострадавшим за веру Христову. Значит, он ходатай наш.

Икономия

После похорон отца Игоря меня пригласил в Ставрополь митрополит Гедеон и спросил: «Не хочешь ли стать священником?» Отвечаю: «Я был женат, разведён официально….» А он говорит: «Примешь постриг, станешь монахом, а пока подумай, сходи здесь на литургию».

Вечером вошёл в храм, открылись Царские врата, и увидел я монахов первый раз в жизни. Через две недели меня постригли в монашество с именем Игорь, в память святого Игоря Черниговского. А на Троицу, 3 июня, рукоположили в священники. В церкви это называется икономия — некоторое отступление от правил ради церковной пользы.

Шесть часов на вершине

История восхождений на Эльбрус насчитывает примерно 150 лет. За это время на горе побывали и язычники, и безбожники, и индуисты мантры там читали. С благословения Феофилакта, епископа Пятигорского и Черкесского, мы её решили освятить и совершить литургию. Ведь туда, где служится Божественная литургия, Господь ниспосылает ангела.

Чтобы подняться на Эльбрус, нужна неделя. Я, человек физически слабый, на высоту 5620 метров смог подняться только Божественным укреплением. Обычно на вершину Эльбруса альпинисты поднимаются с утра, чтобы пять минут посидеть на вершине и примерно к часу дня начать спуск. Мы поднялись только к двум часам. Пробыли там шесть часов. Причём начиная с трёх часов утра ничего не ели и не пили, соблюдали евхаристический пост. Когда поднимались, на седловине между двумя главами стоял дикий вой. Бесы неистовствовали. Когда ставили палатку на вершине, погода окончательно испортилась. В семь вечера, когда отслужили, установился полный штиль. И выглянуло солнце.

Раскаявшийся разбойник

В 2005 году в колонии строго режима в Каменке, в 100 километрах от Тырныауза, мы освятили домовую церковь в память священномученика Фаддея Успенского. В колонии организовался не просто приход, а одноимённое братство. После очередного посещения я получил письмо от старосты прихода о том, что один из заключённых, Андрей, глубоко уверовал. В этом же конверте лежало послание от самого Андрея, в котором он просил меня принять у него более глубокую исповедь. Он сильно болел, страдал саркомой и диабетом, в храм его приносили на носилках.

На исповеди он сказал, что хочет стать монахом. На его совести была не одна загубленная жизнь. Я был поражён глубиной его раскаяния: он осознавал, что пал низко, но пытался вырваться, чтобы не погибнуть. Но Андрея я предупредил сразу, что шансы получить благословение на постриг у архиерея равны примерно нулю. Два прошения остались без ответа. Третье письмо — это был крик его души — я передал лично митрополиту Феофану. Андрею сказал: «Не будет ответа в третий раз — надо смиренно это принять».

Через некоторое время, оказавшись рядом с владыкой, я хотел ему напомнить о другой своей просьбе — об освящении нашего храма архиерейским чином. И только открыл рот, как владыка говорит:

— Если уверен, постригай его, под твою ответственность.

13 января в домовой церкви колонии я постриг Андрея в монахи с именем Фаддей, а 1 марта он умер.

Конечно, всё это было не зря. Да ведь и первый человек, который вошёл в рай, был разбойник, распятый на кресте рядом с Иисусом.

Фильмы отца Игоря можно посмотреть в Интернете, адрес: www.youtube.com/user/krasotagore

5 фактов об иеромонахе Игоре

Родился в 1971 году в городе Тырныаузе — в 40 км от Эльбруса. При рождении назван Андреем.

В 2010 году создал киностудию «КрасотагорЕ». Оператор, сценарист и режиссёр пяти фильмов.

Окормляет заключённых исправительной колонии посёлка Каменка. Создал там при тюремном храме православное братство.

Имеет страницу на «» и считает людей, которые на неё подписаны, вторым своим приходом.

В прошлом году получил награду Федеральной службы исполнения наказаний — серебряную медаль «За вклад в развитие уголовно-исполнительной системы России».

Текст: Михаил ПЕТРОВ «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most