Открытие в Северной Калифорнии
Я выросла в протестантской семье. Мы жили недалеко от Чикаго. Мои родители были христиане-пресвитериане, и нас, детей, воспитывали в этом духе. Поэтому у меня были некоторые представления о вере, об Иисусе Христе. Но моя душа искала истинного Бога. Это, наверное, сравнимо с ощущениями художника, когда он ищет воплощение образа, который есть у него в голове. Тот образ, который давали мне в протестантстве, меня не удовлетворял. Как будто внутри меня что-то говорило, что это не настоящий Христос. Когда же я попала в православную церковь, то поняла, что здесь истинный Христос, который меня спасёт.
А последним штрихом, перечеркнувшим все мои сомнения, стало посещение православного монастыря в Америке. Мои знакомые привели меня в Северной Калифорнии в монастырь преподобного Германа Аляскинского, который основал Серафим Роуз. В этом монастыре я попала на семинар, где объясняли православную веру. И вдруг мне стало ясно, что до этого я ходила по мелководью, а теперь попала в океан. Дальше не надо искать — всё здесь есть.
В Россию привёл Достоевский
Путь, по которому я пришла в православие, — это долгая дорога через русскую литературу, историю, язык и путешествие в Россию. А началось всё с литературы.
Когда я была подростком, мне в руки случайно попала книга Роберта Масси «Николай и Александра» про семью последнего русского царя. Тогда меня очень впечатлили эти люди, для которых вера была образом жизни. Потом я познакомилась с творчеством Фёдора Достоевского. А ведь Достоевский — это такой писатель, который не только читается, но и переживается. Если его читать внимательно, ты становишься другим к концу книги. Я думаю, во многом Достоевский и подготовил почву для моей души.
У меня появилось сильное желание посетить Россию, и я решила изучать русский язык в университете. В 1981 году я приехала в Ленинград. Здесь мне открылась какая-то другая сторона России. Я поняла, что Россия — это не просто Советский Союз. То есть было то, что называлось «советский человек», и был русский человек. Это понимание связано с историей страны и православной верой.
Печерский выбор
После этого были и другие поездки. А когда я оказалась в Псково-Печерском монастыре, увидела неописуемую красоту, великих старцев, то попросила благословения приехать сюда ещё на более долгое время. И потом была в этом монастыре полтора года трудницей. Там и пришло решение принять монашеский постриг.
Мне было 33 года. Я приняла постриг в монахини уже в Америке. А новое имя получила в честь святого, который когда-то был игуменом Псково-Печерской обители.
Мой выбор повлиял и на отношения с родными. Когда человек только обращается в новую религию после долгих исканий, зачастую он раздражает близких своими разговорами. Но, увидев плоды принятия православия, мои родные успокоились. Когда человек примиряется с Богом, он находит смысл в жизни и ко всем начинает относиться лучше. И вокруг него становится светлее и спокойнее.
Монашеское послушание
Сотрудничество с московским Сретенским монастырём началось у меня еще в 1980-е годы. Наш монастырь в Калифорнии печатал журнал «Русский паломник». Меня попросили организовать его распространение в России. Так я оказалась в издательстве Московской Патриархии. Там работали люди из Сретенского монастыря, в том числе отец Тихон, нынешний его наместник. Вскоре меня попросили перевести на английский язык книгу «Письма отца Иоанна Крестьянкина». Я делала и другие переводы.
Моё новое послушание сейчас — работа над англоязычной версией сайта Сретенского монастыря Православие. Ru (www.pravoslavie.ru/english). Это возможность распространять православное учение по всему миру.
А впервые владыку Тихона (Шевкунова) я встретила, когда он был ещё послушником. И сразу увидела, что это человек, который все свои таланты отдал Богу. То, что он сделал в монастыре, граничит с Божьим чудом.
О чудесах и молитве
Главное чудо в нашей жизни — когда люди меняются в лучшую сторону. Есть такие проблемы у людей, с которыми они сами уже не в силах справиться: различные зависимости, страсти, дурные привычки. Когда у человека закоренелые привычки пропадают, понимаешь: это чудо, посланное Богом.
Если мы молимся Богу о себе и о других, Он помогает нам, тогда и происходят чудеса. Как говорил Серафим Саровский: «Молитва — это благодеяние». Когда мы молимся о другом человеке, это всё равно, что мы даём ему милостыню.