Первое, что видит входящий во двор православной богадельни на окраине Алчевска (ЛНР), — большая икона святителя Иоанна Шанхайского на белой стене деревенского домика. Здесь, в частном домовладении, живут около 130 пожилых людей. Почти все лежачие — после ампутаций, инсультов, по онкологии. Есть незрячие и слабовидящие. Многие лишились жилья в результате боевых действий. Находит их в больницах, на улицах, на вокзалах монахиня Николая (Ольга Очкурова), основавшая приют.
Сто подгузников в день
От Луганска до Алчевска около получаса езды на машине. Мы привезли из Москвы целый багажник посылок от неравнодушных людей. Пакеты и коробки с антисептиком, противопростудными препаратами, витаминами, тёплыми вещами. И большие пачки подгузников. Узнав об этом, в Луганской епархии сразу направили нас к матушке Николае.
— Там больше 100 лежачих. Только подгузников расходуется 100 штук в день, — говорит Константин, сотрудник гуманитарного отдела епархии.
Перед выездом он успевает кратко рассказать про основательницу богадельни:
— Знаете, что у неё 12 детей? А теперь ещё 130 стариков.
Оказывается, история богадельни началась около 15 лет назад с православного детского приюта во имя святителя Иоанна Шанхайского при монастыре в Луганской области. 30-летняя матушка собирала отказников — малышей с ДЦП и тяжёлыми ментальными нарушениями, от которых отказались родители, усыновляла их или оформляла над ними опекунство. И начинала лечить, развивать, обучать. А вскоре появились и взрослые насельники.
На литургию приходят те, кто может передвигаться
Матушку не удалось застать. Прямо перед нашим приездом она слегла с ОРЗ.
— Держалась до последнего и вот всё-таки заболела, — говорит встретившая нас Наталья, помощница матушки. — Я вам всё покажу.
Под кельи приспособлены все постройки на участке, так как жилой дом давно не вмещает всех насельников. Звучит странно, что люди живут в бывших голубятне и курятнике. На самом деле это небольшие чистенькие домики, хорошо утеплённые.
Захожу в один из них. Стены из крупных блоков, огромные окна. Внутри очень тепло: греет тёплый пол и мощный настенный обогреватель. Кровати стоят плотно, но возле каждой — тумбочка с цветами.
Показали мне и домовый храм, маленький и уютный, со стасидиями (специальными сиденьями вдоль стен). Литургии служат по четвергам и субботам. На них приходят те, кто может передвигаться. Остальных, по их желанию, священник навещает и причащает в кельях.
«Матушка меня спасла»
Эти слова говорят почти все, с кем я успела побеседовать. Для каждого насельника матушка Николая — свет в окошке. Она забирает в богадельню тех, кто больше не надеется на помощь людей. Бабушки, которые могут говорить, наперебой спешат мне рассказать, как матушка Николая нашла их, лежачих, никому не нужных, и забрала к себе. Здесь они могут достойно прожить остаток жизни.
— Матушка Николая меня забрала из больницы, откуда мне некуда было идти, — говорит Любовь Александровна.
Её ноги ниже колен атрофированы, она передвигается только с ходунками, но старается помогать лежачим насельницам: разносит тарелки с едой, подаёт воду.
А слепую 80-летнюю бабушку Любу после ампутации ноги некому было опекать дома.
— Я попала в богадельню вместе с Любовью Александровной, с которой вместе лежали в больнице. Она меня с собой забрала. Ухаживает за мной, кормит, моет, хотя сама почти без ног. Благодаря ей и матушке живу, — рассказывает бабушка Люба.
У многих насельников нет документов
А сама богадельня живёт за счёт пожертвований неравнодушных людей. Поддерживает её Луганская епархия. Но почти весь груз ежедневных забот несёт матушка Николая. На её попечении, кроме 100 бабушек, ещё 30 маломобильных мужчин — они живут в отдельном помещении.
— Меня матушка нашла на вокзале, там меня на лавочке «забыли» родственники, — рассказывает Валерий.
После инсульта у него парализованы левая рука и нога. Да и жизнь тоже была непростой — он несколько лет провёл в заключении.
— Можете попросить Пасечника (глава ЛНР. — Ред.), чтобы он помог нам с документами? — неожиданно спрашивает он меня. — Не может же матушка одна со всем справиться!
Оказывается, у многих насельников нет документов, из-за чего они не получают пенсии и другие выплаты. У одних все бумаги уничтожены вместе с домом, у других утеряны.
— Успеваю только накормить и обеспечить чистоту и тепло. Больше не успеваю, — говорит матушка.
Помочь с оформлением документов, сбором справок могли бы волонтёры. Также нужны онлайн-консультации юристов по этим вопросам.
Небесный покровитель из Донбасса
Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, имя которого носит богадельня, имеет прямое отношение к Донбассу. Он родился в Изюмском уезде Харьковской губернии.
Семья уездного предводителя дворянства была глубоко верующей и много лет помогала Святогорскому монастырю (сейчас Успенская Святогорская лавра относится к территории ДНР, но пока не освобождена). Будущему святителю пришлось покинуть Россию в 1920 году. Он жил в Сербии, в Китае, во Франции, а с 1962 года — в США. Епископ Иоанн прославился своей благотворительностью. Он создавал приюты, посещал психиатрические больницы и тюрьмы, строил храмы. Ходил даже зимой легко одетый, в сандалиях на босу ногу, так как все свои вещи жертвовал неимущим.
У богадельни есть свой YouTube-канал: youtube.com/@bogadelnya. Все контакты для желающих помочь — в телеграм-канале гуманитарного отдела Луганской епархии: t.me/helplugansk, телефон горячей линии: 8-959-284-0387, мессенджер: 8-959-114-3202