Православная газета

Что такое грех человекоугодия?

У апостола Павла сказано, что верующие должны угождать не себе, а ближним. Но ведь человекоугодие – это грех. Нет ли здесь противоречия?

Борис

Отвечает клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев:

— Противоречия нет, поскольку речь идёт о разных вещах. Святой апостол Павел говорит о служении: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать». Помогать ближнему – долг христианина. Если вы отстраняетесь от страдающего человека, от того, кто просит помощи, — это угождение себе.

Но можно грешить, угождая другим, если забываешь при этом о Боге. Например, ваш собеседник начал всех осуждать, а вы с этим соглашаетесь, чтобы поддержать разговор и сохранить с ним добрые отношения. Иногда говорят: люблю человека, поэтому не хочу с ним спорить. Спорить не обязательно, но, если он говорит что-то не так, грешит, лучше уйти от разговора, перевести на другую тему или мягко указать на ошибку собеседника.

Грех человекоугодия тесно связан с пристрастным отношением, с тем, что называют лицеприятием. Кому-то мы готовы угождать, а кому-то нет, по отношению к кому-то мы снисходительны, а кого-то не прощаем. «Имейте веру в Иисуса Христа, невзирая на лица», — призывает нас апостол Иаков. Не у всех это получается. Каков социальный статус человека, какой пост он занимает, богат он или беден — такие вещи могут служить искушением для окружающих. Даже в апостольские времена христиане порой грешили «разборчивостью». Об этом пишет апостол Иаков: того, кто входит в собрание верующих в богатой одежде, сажают поближе, а бедному указывают место в стороне. Нельзя относиться к людям избирательно и потворствовать чужому греху, оправдывая это любовью.

Текст: Крестовский мост «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most