Три из десяти отпускных севастопольских дней мы с семьёй посвятили монастырям. Крымские обители уникальны уже тем, что лет на двести, а то и больше старше русского православия. Строили их византийцы, то есть греки, согнанные на окраину империи кто нуждой, кто — преследованиями, а кто — жаждой новых открытий.
Здесь был Папа Римский
Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь расположен в ближайших окрестностях Севастополя, в самом начале бухты, у впадения в неё речки Чёрной. Поскольку бухта сейчас в связи с СВО закрыта, на катере до монастыря не добраться. Но можно на машине минут за сорок или ещё быстрее на электричке.
Климент — четвёртый по счёту епископ Рима. Его крестил и рукополагал сам апостол Пётр. В конце I века император Траян за проповедь христианства сослал его в херсонесские каменоломни.
Но и в ссылке Климент обращал в христианство местных жителей и таких же, как он, ссыльных. За это и был казнён: ему привязали на шею якорь и столкнули в море. Ровно через год в подводном гроте ученики обнаружили останки учителя. Их прятали, потом хранили в херсонесском храме. Затем часть перевезли в Рим. В 988 году князь Владимир взял Херсонес и перевёз мощи в Киев. Долгое время они были единственной святыней нового христианского государства — Киевской Руси.
А сюда, в Инкерман, их привезли в 1991 году, теперь они хранятся в пещерном храме Климента Римского. От сознания того, чьи руки касались честной главы святителя Климента, сердце трепещет, когда прикладываешься к золотой раке.
Мариамполь — город Богородицы
В 40 километрах от Севастополя есть каньон длиной больше километра и глубиной метров сто. В устье его расположен город Бахчисарай. А в почти отвесных известняковых стенах вырублены уступы-дороги, уступчики-тропинки, а ещё дальше — монашеские кельи. Византийские монахи в VIII веке основали здесь, на левой стороне каньона, монастырь в честь Успения Богородицы. А на правой в таких же кельях-домах жили миряне, и их поселение называлось Мариамполь, по-гречески «город Марии».
В 1774 году 30 тысяч православных, подвергшихся гонениям хана, вынуждены были уйти из Крыма в Россию. Операцией поручено было руководить Александру Суворову. Он их вывел к Азовскому морю, где они и основали новый город — Мариуполь.
В 1921 году большевики взорвали все пять храмов монастыря, включая два пещерных. 80 монахов были расстреляны. Святынь здесь не осталось. Но тут ведь само место святое. Сегодня монастырь, который называют Крымской Лаврой, встаёт с колен. Четыре храма восстановлены, но богослужения идут пока только в двух пещерных. Строятся и два новых храма — в память великомученика Пантелеимона и святителя Спиридона Тримифунтского.
Пока женщина-экскурсовод рассказывала нам, какую бурную экономическую деятельность развил монастырь, с другого берега каньона вдруг заблеяли овцы: монастырское стадо возвращалось с лугов. Нам посоветовали обязательно попробовать местные сыр и творог. И выпечка здесь просто изумительная.
Ещё рассказала экскурсовод, что до начала спецоперации монастырь в день посещало до 5 тысяч человек. И сетовала, что сегодня, когда закрыли симферопольский аэропорт, поток несколько иссяк.
— Зато приезжают самые стойкие, готовые терпеть неудобства и лишения, — не без гордости заметил я.
Она посмотрела на меня с пониманием и грустью одновременно. Ей-то семью надо кормить.
«Бисерный» храм Святой Анастасии
— И кто же такие красивые сумки шьёт? — спросил я у молодой женщины, что стояла за свечной лавкой.
— Это сам игумен Дорофей освоил новую специальность, — ответила она. — Вроде красиво выходит.
Иеромонах Дорофей в 2005-м получил благословение от настоятеля Свято-Успенского монастыря вдохнуть христианскую жизнь в древний скит Анастасии Узорешительницы. Он недалеко от Бахчисарая расположен. Любой вам скажет, как туда проехать, если вы скажете «бисерный храм». До села Предущельное, дальше влево наверх, по не слишком крутой каменистой дороге. Всего 20 минут.
После Дорофея пришли ещё пятеро монахов. Первым делом в одной из старых пещер они оборудовали храм великомученицы Анастасии, христианки-римлянки, которая помогала облегчить страдания узников, за что и получила имя Узорешительница.
Не знаю, кому из братии первому пришла мысль расшить бисером лампадку. Дальше, видимо, они уже не смогли остановиться, пока разноцветными лампадами не украсили всё помещение церкви. Потом бисером расшили потолок. Затем каждое новое здание на территории скита стали украшать изумительной по красоте и простоте мозаикой. Мозаичные панно на евангельские сюжеты и мозаичные иконы появились даже на стенах гаража, складских помещений и других хозяйственных построек.
В марте 2023 года скиту присвоен статус монастыря. Братии сегодня здесь уже 10 человек, да трудников человек 20 приезжает ежегодно поработать летом.
Предыдущее возрождение крымских обителей было ещё в середине XIX века. Тогда святитель Иннокентий (Борисов), получив назначение на Таврическую кафедру, объехал полуостров и написал императору Николаю I записку о необходимости восстановления «древних святых мест по горам Крымским». В ней он заметил, что природные условия Афона и Крыма очень похожи. И добавил, что «святыми воспоминаниями Таврия не уступит никакому Афону».