С недавних пор по церковной Москве пошли разговоры о том, что во время реставрации в храме Василия Исповедника у Рогожской заставы случилось чудо: неожиданно открылись необычайной красоты фрески. Мы решили убедиться в этом прямо на месте.
Маслом по золоту
Кажется, что храм Преподобного Василия Исповедника совсем затерялся среди плотно обступивших его небоскрёбов. Но это только на первый взгляд: сотня шагов от суеты у метро «Римская» — и попадаешь в другой, как говорили раньше, почти что «горний» мир.
Прихожанка храма Елена Петровская сразу вносит ясность:
— Во-первых, по поводу фресок, что, как говорят, чудесно проявились во время ремонта церкви. Это не фрески, а иной вид стенной живописи — роспись маслом по золоту. И не чудом они проявились, а героическим трудом реставраторов из компании «Практика». Хотя и без чудес не обошлось, но о них позже.
Как не прислушаться к Елене Леонидовне? Она историк, автор книг, знаток не только истории храма, но и той части города, где мы встречаемся. Ведь Рогожская застава прежде звалась Новой Деревней, а это тоже место с особой историей.
Каждый апостол на своём облаке
В руках у Елены Леонидовны мощный охотничий фонарик. Под его лучами 10-метровый церковный купол просматривается как на ладони. Задрав голову, я различаю, как золочёные фрагменты отчётливо сливаются в живые картины. Будто свет идёт и сверху тоже. Действительно невероятный эффект!
— Вы видите? — Петровская очерчивает фонариком круги. — Вот Создатель держит на руках душу Богородицы. Или вот — апостолы, каждый на своём облаке, — как всё тонко, детально прописано.
К нам присоединяется Георгий Шмелёв, руководитель бригады реставраторов. Указывает на четыре обширных свода, считает квадратные метры, получается более 2 тысяч «квадратов», возвращённых из небытия за три года кропотливых трудов. Впрочем, разве определишь итог одной банальной арифметикой?
Исповедь Василия Бахрушина
Вернёмся к чудесам. Одно из них в руках Елены Леонидовны. Тоненькая книжка называется «Описание построения храма Св. Василия Исповедника в Москве за Рогожской заставой в Новой Деревне». Автор — Василий Бахрушин, на обложке его портрет кисти Валентина Серова. Будете в храме — купите эту книжицу, не пожалеете! Прикоснётесь к исповеди от первого лица (и какого лица!) на тему: как и почему я задумал построить храм. И далее — как в пошаговой инструкции: с чего начал, что делал, как при этом сомневался и кто помог преодолеть все трудности.
Надо ли напоминать, кто такой Василий Бахрушин и Бахрушины вообще? Среди московских меценатов они занимали особое место. Славный род, что начался в XVII веке с касимовского перегонщика скота, крещённого под именем Бахруша, к началу века XX создал настоящую семейную империю по выделке кож. Да, потели над каждой копейкой, зато в меценатстве не знали границ, оставили нам такую «социалку», что никаким «новым олигархам» не переплюнуть. От первого в империи хосписа для неимущих до детского приюта-комплекса, десяток храмов и профучилищ, три музея, четыре театра…
Семейный храм был партархивом и банком
Конечно, храм, который Василий Бахрушин задумал и смог создать в 1897 году, на который выделил средства, руководил работами от проекта до внутренней отделки и покупки церковной утвари, — это храм семейный. В его престолах и приделах, освящённых в честь небесных покровителей, увековечены имена братьев Петра, Александра, Василия.
В 1936 году церковь закрыли, перестроили под партийный архив, затем, до 1999-го, тут был банк. А потом, когда здание вернули верующим, настоятель протоиерей Олег Егоров с добрыми людьми стал по крупицам, шаг за шагом, возвращать храм к тому, чем он был изначально. Казалось, ничего уже не должно было остаться. И вот из-под слоёв советской штукатурки неожиданно для всех глянули на свет золочёные лики святых!
Но ещё много впереди работ, открытий и чудес.
Адрес храма: Международная ул., 10, стр. 2. Сайт: василийисповедник.рф