Православная газета

Мешает ли вера свободе творчества?

Иногда священники говорят о том, что полезно читать для души, и в этот список не входит большая часть мировой классики: от эротического Боккаччо до еретического Толстого. Значит ли это, что православная вера противоречит светскому гуманитарному образованию и свободе творчества?

Леонид

Отвечает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов:

— Священники рекомендуют не список дозволенных книг, а чтение, которое может укрепить человека в вере, создать правильный внутренний настрой. При этом авторы могут и не быть христианами. Например, Василий Великий советовал молодым людям читать Гомера, далёкого от христианской морали, но полезного для души, поскольку в его книгах есть много того, что говорит о человеке правду.

Вообще верующему позволительно читать всё, хотя и не всё может быть полезно. Большинство людей сами решают, что им по вкусу, и стараются избегать низкопробных поделок. Литературная классика всегда пользуется спросом, важно только понимать исторический и культурный контекст, в котором создавались произведения.

Что касается свободы творчества, то Православие понимает её в обязательном сочетании с ответственностью художника. Талант даётся писателю от Бога, творчество — это соработничество с Творцом. Верующий художник может писать о зле, страданиях, о самых тёмных сторонах жизни. Вспомним хотя бы романы Достоевского. И всё же его гениальная проза привела многих людей к вере. Потому что сверхзадача христианского художника — помочь нам стать выше, чище, ближе к вере, чем мы были до этого. Нельзя упиваться, любоваться злом, нельзя под предлогом самовыражения выворачивать собственную душевную грязь на окружающих.

К сожалению, современное искусство часто забывает об этом, и только Церковь напоминает о высокой значимости творчества. Но даже эти сдержанные напоминания некоторые люди воспринимают с обидой, как попытку духовной цензуры.

Текст: Крестовский мост «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most