Недавно митрополит Псковский и Порховский дал большое интервью телеканалу «Россия-24». Говорил о том, как осмыслить сегодняшние события, какова цель спецоперации, что мы можем считать будущей победой. Цитировал Библию, приводил примеры из русской истории. Вот главные мысли владыки Тихона.
Какой мир нам нужен
Нет сомнения: мы переживаем небывалую трагедию. Это судьбоносный этап в жизни нашего народа, страны, Украины. Чем всё кончится? Будем молиться, чтобы всё кончилось миром. К миру сейчас призывают все, мир — это потребность человеческой души. Но в Библии один из святых пророков говорит: «Произносят: «Мир, мир», — а мира нет!» Ведь бывает и такой мир, который чреват будущими бедами, слезами и кровью. А нам нужен мир по воле Божией.
И этот вопрос не разрешить боями и ненавистью. Как же быть?
То, что невозможно человеку, возможно Богу. Только Господь Бог всё это может управить. Только Он может соединить, казалось бы, уже несоединимое. Поэтому важнейшее, что надлежит сейчас нам, христианам, — это особая искренняя молитва.
«Ступай воевать»
Весной 1877 года Россия объявила войну Османской империи, чтобы защитить славянские народы и прежде всего болгар, которых турки безжалостно убивали.
Вот что писал тогда святитель Феофан Затворник:
«Хочешь не хочешь, а ступай воевать, мать Русь Православная. Пусть даже неудачно будет, если Богу угодно посрамить нас; но мы и пред своею совестью, и пред историей будем оправданы, что сделали своё дело как должно. Напротив, если мы ничего прочного не доставим нашим братьям и воевать за них не станем, нам будет и пред собой стыдно, и пред другими, и пред историей, и на том свете будет нас преследовать стыд и срам. Падёт Россия без войны ниже, нежели как унизит её неудача войны.
Слышно, что и в Питере, и у вас в Москве немало лиц, которые не благоволят к вой не и даже к самому заступничеству нашему. Это, должно быть, выродки какие-нибудь. Ибо я не вижу и не слышу, чтоб хоть где-нибудь было какое колебание в народе и среди всех провинциалов. Есть и тут лица с «высшими взглядами», но и это всё грошовый народ».
Можно не соглашаться со святителем Феофаном, но параллели с нынешней ситуацией очевидны.
Сколько Россия положила в той войне русских жизней? Десятки тысяч. Зато отвоевали свободу Болгарии, она стала независимой страной. А позже Болгария воевала против России — и в Первой мировой, и во Второй. Но ждать благодарности — это самое пошлое, что только может быть. Нет более унизительной картины, чем ситуация, когда люди делают кому-нибудь добро в расчёте на благодарность. Унизительно, смешно и пошло.
Брань между братьями
В нынешней ситуации есть важная особенность: нам противостоят свои. Конфликт между братьями — это страшно. В одной из молитв наша Церковь просит Бога о предотвращении междоусобной брани как одного из самых тяжких испытаний.
У меня на Украине погиб бывший студент, ученик, которого я очень любил, — Павел Петрушенко. Он окончил Сретенскую семинарию и уехал к себе на родину, на Украину. Весной этого года пошёл в магазин и его по дороге мобилизовали в ВСУ, даже не дали зайти домой. Где-то под Изюмом он погиб.
Отпевают сегодня и наших ребят из Пскова. Мой священник Александр Цыганов, клирик псковского храма Святого благоверного князя Александра Невского, находился в одной машине с отцом Михаилом Васильевым, у него изрешечены ноги, повреждены лёгкое, желудок, кишечник, огромная потеря крови… (21 ноября отец Александр скончался. – Ред.)
Мне часто вспоминаются строки Максимилиана Волошина:
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.
Это написано в 1919 году, но как актуально сейчас!
Ответ людей из Донецка
Мы недавно открыли выставку в Манеже «Украина на переломе эпох». Сделали её за три недели. Сначала планировали другую экспозицию — о России, о её красотах, просторах. Но когда посмотрели эти картинки — наши бескрайние поля, леса, моря и степи, — поняли, что сейчас людям нужно не это. Что говорить надо о том, с чем мы просыпаемся, что целый день у нас в голове и в сердце, с чем засыпаем. Это — Украина.
Не так давно я приезжал в Крым. Мы строим сейчас в Севастополе историко-археологический парк «Херсонес Таврический». Это огромный комплекс: там будет несколько музеев, международный археологический центр, реконструкции древнего города, ландшафтный парк и многое другое. И вот там я пообщался с людьми, приехавшими из Донецка. Я спросил: «Как вы объясняете жителям Донецка резоны этой битвы?» И мне ответили: «Нашим ничего объяснять не надо. Они и так всё понимают».
О причинах конфликта
Победа в этой военной операции будет горькой. Потому что с обеих сторон — русские люди: чеченцы, буряты, украинцы, гуцулы. Это междоусобная брань.
Но мы поставлены в эту ситуацию. Мы не политики, не военные, мы просто видим, что к этому пришло. Время ещё покажет многие причины, раскроет вину тех или иных сил, конкретных людей. Могу высказать своё личное мнение: я немного знаю Владимира Владимировича Путина — без серьёзнейших оснований он бы этого не начал. В медицине есть понятие: жизненные показания к операции. Когда нужно немедленно оперировать, иначе грозит гибель. Видимо, такие жизненные показания сложились для России и было принято нелёгкое, вынужденное решение. Как у святителя Феофана: «Хочешь не хочешь, а ступай воевать, мать Русь Православная».
Мы обычно долго запрягаем
Сейчас часто говорят: дескать, многое идёт не так, как поначалу ожидалось. Но вспомните историю, ведь у нас и раньше так было. Напали французы — мы отступали до Москвы, сдали Москву, а потом стали побеждать и дошли до Парижа.
В 1915 году русская армия покинула огромную территорию, отступила из Галиции и Польши. Генералы готовились к сдаче Киева, и только когда Николай II принял на себя звание Верховного главнокомандующего, наступление немцев удалось остановить. Сейчас многие называют царя Николая слабым правителем, но, когда он возглавил войска, мы не отдали ни сантиметра русской земли — только наступали. Он был единственный, кто поддержал проект генерала Брусилова, и в 1916-м произошёл знаменитый Брусиловский прорыв. Если бы не революция, то в конце 1917 года русские войска победно вошли бы в Берлин и в Стамбул — об этом писали в своих мемуарах немецкие и австрийские военачальники.
То есть мы, как в поговорке, долго запрягаем: начинаем военные действия, проявляя непрофессионализм, дилетантизм, лень. И потом уже по ходу дела набираемся опыта. Постигло несчастье Главный ужас в том, что мы воюем сегодня с украинцами — с людьми нашего народа, с теми, с кем у нас огромное количество кровных, дружеских, культурных, исторических и других связей. Как мы недосмотрели? Как попустили восторжествовать тем внешним силам в мире и внутренним силам на Украине, которые стремились к этой войне, подталкивали к ней? Как получилось, что их ужасная мечта — стравить Россию и Украину — осуществилась в реальности?
Вспоминаю библейскую Книгу Иова. У него погибли все дети, разрушилось всё, чем он жил. И он восклицает: «Стоны мои льются, как вода, ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады: постигло несчастье!»
Кто замышляет смуту
История учит: война может стать одним из предвестников и катализаторов кошмарной разрушительной революции. Здесь не повезёт никому — будут в проигрыше абсолютно все.
Дай Бог, чтобы не дошло до такого. Поэтому сегодня нам надо быть очень и очень ответственными.
Не стал бы проводить аналогии между последним русским царём и президентом Путиным. Николай Александрович, при всей моей любви к нему, и сегодняшний правитель России — это совершенно разные люди. Но то, что в истории у нас есть революции, бунты, поддерживаемые с Запада, — это сто процентов. К таким болезням надо готовиться: они чрезвычайно опасны. И те, кто замышляет у нас перевороты и смуты, либо просто ничего не понимают, либо настолько безжалостны, что им чужая жизнь — полушка, да и своя — копейка.
Одной любви мало
Трагедия 1917 года во многом объясняется поведением русских элит, которые предали национальные интересы страны. Но удивительно: при этом все хотели для России только добра! И Гучков — инициатор февральского переворота, и князь Львов — первый глава Временного правительства, и Керенский — следующий глава, и генералы, требующие от Николая II отречься от престола, и интеллигенция, которая без оскорбления не произносила имени государя, и Государственная дума, которая тоже «ради блага России» активно участвовала во всеобщем развале.
Все они со своей бесконечной любовью к России постепенно передали страну в руки Ленина, сказавшего: «На Россию мне, господа хорошие, наплевать!»
Поэтому у тех, кто живёт в России, должна быть не только любовь, но и мудрость, ответственность, верность и преданность не своим интересам, а интересам страны.
Какая нужна идеология
Говорят, что нам нужна идеология. Но какая? Идеологию из пальца не высосешь, в кабинетах не напишешь. Вот у них идеология сложилась: «Украина це Европа!» Тут всё понятно: «Наше будущее — в Европе, она нам поможет, нас защитит, сделает нас богатыми».
А каково будущее России? Это нельзя взять и придумать. Это должно родиться в народе. Когда? Бог знает. Но без этого никак.
Можно, конечно, сказать: «Россия — оплот христианских ценностей!» Звучит красиво, рождает гордость за Отечество. Но чему предшествует гордость? Падению! Так что не надо. Пусть каждый старается стать оплотом христианских ценностей в собственной душе, пусть каждый отвечает за себя.
Да, сегодня Россия в государственном масштабе противостоит разрушительным веяниям, которые идут с Запада, в том числе ЛГБТ, разложению семьи. Но объединяющая народ идея должна включать в себя нечто совершенно другое: будущую привлекательную, прекрасную и реальную жизнь. Вспомним идеологию большевиков, которая сработала в нашей стране: «Сливеют губы с холода, но губы шепчут в лад: «Через четыре года здесь будет город-сад!»
Это Маяковский, стихи о рабочих Новокузнецка. Тогда люди строили замечательное будущее для всех — такое, чтобы все были на равных и всем было хорошо.
Что станет победой
Победа на Украине будет заключаться в том, что те ростки нацизма, которые мы там видим, а иногда не ростки — деревья и даже кошмарные заросли, — они будут уничтожены. Уничтожено зло, а не люди. Зло в душах. И справиться с этим злом — наша общая задача, это общее дело и России, и Украины.
Знаете, что меня поражает? У нас Псковская дивизия, и я часто общаюсь с людьми, которые вернулись с театра военных действий. За всё это время я не видел ни одного человека, пылающего ненавистью к украинцам. Встречал раненых — инвалидов на всю жизнь! — у них нет ненависти. Когда же смотришь некоторые репортажи и высказывания с той стороны, то поражает именно ненависть.
Иногда в адрес нашей Церкви раздаются упрёки: дескать, где же плоды духовного возрождения? А вот они, настоящие плоды — вот эти ребята, говорящие без ненависти, а со скорбью, печалью о том ратном труде, который им довелось нести. Свидетельствую своей священнической совестью: ни разу не видел у них ненависти. Это то, что меня вдохновляет. Они и станут нашей будущей элитой. Оттуда они в ыйдут новыми людьми, которые очень многое сделают для России, как бы сложно ей в дальнейшем ни было.
Полностью интервью с митрополитом Тихоном можно посмотреть на сайте Сретенского монастыря pravoslavie.ru/149423.html