Православная газета

Неожиданный Врубель

На выставке в Третьяковке – не только демон, но и святые

Неожиданный Врубель
Фото: wikipedia.org

Правда ли, что Михаил Врубель сошёл с ума, потому что увлёкся демонами и оказался в их власти? Изучение его биографии опровергает версию одержимости. А нынешняя выставка в Третьяковке показывает, что он остался художником даже во время болезни.

И тогда же произошло его возвращение к вере. Причиной же душевного расстройства стали наследственная болезнь и трагические события в жизни мастера.

Уникальные способности

В архивах московской клиники, где лечили Врубеля, есть запись о его предках: дед по матери — психически больной, дед по отцу — алкоголик, сестра страдала приступами депрессии. Такая генетика может сыграть роковую роль в травмирующих ситуациях.

Детство Врубеля трудно назвать золотым: рано умерла мать, до трёх лет ребёнок был погружён в себя, физически слаб, не мог самостоятельно ходить. В пять лет научился читать и начал рисовать. В девять обнаружил уникальные способности: в Саратов, где жила семья, привезли копию «Страшного суда» Микеланджело. Мальчик её долго рассматривал, а дома на больших листах бумаги воспроизвёл во всех подробностях.

Вместо веры — искусство

Среди друзей Врубель слыл чудаковатым. Эстет, гурман, франт, он мог жить впроголодь, а получив гонорар, закатить пир в самом дорогом ресторане. В разговоре не слушал собеседника: говорил, будто сам для себя. Был со всеми добр, но как живописца открыто ставил себя выше всех. Однажды в компании огорошил Репина: «А рисовать вы, Илья Ефимович, не умеете!»

Первым крупным заказом для него стала роспись Кирилловской церкви в Киеве. К тому времени Михаил окончил университет, изучил историю, философию, владел семью языками, в том числе латынью и греческим. Библию знал прекрасно, но верующим не был. «Искусство — вот моя религия», — заявлял он. Евангельские сюжеты считал мифом наравне с античными.

Расписывая киевский храм, он без памяти влюбился в жену своего друга — искусствоведа Прахова. Эмилия Прахова, мать троих детей, отнеслась к этому с иронией. Отвергнутый Врубель тайно резал себя ножом: на груди остались белые шрамы. Физическая боль облегчала душевную. Именно тогда среди его рисунков появился демон.

«Не путайте его с бесом», — объяснял художник.

Демон — из античного мифа, он ниже богов, но выше людей. Это воплощение гордого одиночества, неприкаянности, тоски.

Гений и болезнь

Роковым обстоятельством для Врубеля послужила болезнь сына Саввы — младенца с раздвоенной, заячьей губой. Супруга покинула сцену, чтобы ухаживать за малышом, денег в семье стало не хватать. И тогда мастер начал исступлённо работать над последним «Демоном» — поверженным. Десятки, сотни раз он переписывает полотно. Ночью пишет, а утром в ярости соскребает написанное. И теряет контроль над собой.

— Врубель не был одержим демонизмом, — говорит доктор искусствоведения, профессор МГУ, протоиерей Стефан Ванеян. — Но, чтобы войти в мир его живописи, нужно собраться. От зрителя требуется готовность противостоять всему, что нас искушает.

Накануне душевного срыва мастер написал портрет сына. В глазах младенца — мучительное страдание. Жить Савве оставалось чуть больше года. Он умер весной 1903-го. К тому моменту художник был уже болен.

В клинике он встретил православного врача — психиатра Фёдора Усольцева. Врубелю разрешили рисовать, но с натуры, чтобы не слишком возбуждать воображение. Пациент не слушался.

«Случалось, какие-то образы неотступно стояли в его сознании, и тогда он работал упорно и мучительно, безнадёжно гонясь за всё летящей мечтой, — вспоминал Усольцев. — Такова была его последняя неоконченная картина «Видение пророка Иезекииля», навеянная чтением Библии».

Врубель возвратился к Священному Писанию, вспомнил давно забытые молитвы. Написал карандашом портрет Усольцева и на обороте указал: «За свои 48 лет я потерял образ честной личности, а приобрёл образ злого духа. Теперь я должен видеть других и полноту образа моего Бога».

Последние годы

Врубель часто повторял, что грешно прожил свою жизнь. «Я, не будучи достоин, писал Богоматерь и Христа», — со слезами говорил он Валерию Брюсову. Далёкий от Церкви Брюсов видел в этом симптом безумия.

Иногда Врубель рисовал святых. Поначалу получалось до странности неумело, совсем по-детски. Мастерство чувствуется в акварели «Иоанн Креститель», а великий талант — в «Голове пророка» и «Шестикрылом серафиме».

Тем временем за больничной оградой росла его слава. Врубелю присвоили звание академика, о нём писали в газетах, ему посвящали стихи. Дягилев показал его работы за границей, ими восхищались в Берлине и Венеции. А он ослеп. И принял это без ропота.

«С потерей зрения, как это ни кажется невероятным, брату стало лучше», — писала его сестра.

Ушло томительное напряжение, умолкли внутренние голоса, которые его мучили, осуждали, грозили гибелью. Последние годы мастер прожил в душевном мире, словно заслужив прощение и покой.

Выставка работ Михаила Врубеля продлится до 9 марта 2022 года. Адрес: Крымский Вал, 10. Тел. (495) 957-0727. Билеты можно приобрести на сайте tretyakovgallery.ru

Текст: Михаил УСТЮГОВ «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most