Православная газета

В чём смысл исповеди?

У меня есть книжка со списком всяких грехов, из неё я выписываю те грехи, которые нахожу у себя, и на исповеди перечисляю их священнику. Правильно ли я исповедуюсь?

Олег

Отвечает член Высшего церковного совета Русской Православной Церкви протоиерей Димитрий Смирнов:

— Назвать священнику свои грехи – лишь внешняя сторона дела. Если человек думает, что исповедь сводится прежде всего к такому перечислению и главное – ничего не забыть, не упустить, то это можно назвать бухгалтерско-отчётным отношением к Таинству покаяния. На самом деле исповедь не для того, чтобы человек зафиксировал свои грехи, а для того, чтобы отказался от них. Как говорил архиепископ Иоанн — Шаховской, — значение покаяния не в признании себя грешником – это было бы слишком просто, а в изменении образа жизни, приводящего к греху. Нужно понимать: приходя на исповедь, вы приходите на Страшный суд. Именно поэтому священник сначала читает обращение к кающемуся: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое…» Если я стою перед Христом, разве это не Страшный суд? Тот, кто это понимает, мучается от сознания, что он чем-то не угодил Богу, обещает начать новую жизнь. И каждая исповедь должна быть таким началом, должна нам что-то открыть, как-то нас изменить. Есть грехи, от которых трудно избавиться, например, раздражение или суемыслие. А есть такие, с которыми нужно просто покончить раз и навсегда. Например, прекратить бить жену или больше не воровать. Я знаю немало случаев, когда человек каялся на исповеди и говорил: всё, больше не буду. И действительно больше этим не грешил. Но для этого нужно употребить все свои силы и молиться Богу, тогда Господь вас очистит. А если человек просит Бога помочь, а сам при этом не делает усилий – как же ему очиститься? Утром на исповеди он признаётся, что грешит пьянством, а вечером бежит в магазин за бутылкой. Или ходит в храм десятки лет и каждый раз говорит священнику, что во всём грешен, то есть ничего в нём не меняется. В чём же тогда смысл наших молитв, стояния на службах? Ведь главная цель духовной жизни не в том, чтобы исполнить внешние правила, а в том, чтобы в нас совершалась внутренняя перемена. Каждый прожитый день должен быть шагом к Богу, к тому, чтобы устоять в Его заповедях.

Текст: Крестовский мост «Крестовский мост» в Телеграме: https://t.me/krestovsky_most