Обычно я, как и многие, совмещаю посещение монастырей и храмов с осмотром достопримечательностей. Но из-за пандемии дальние поездки отложены на неопределённый срок. Есть сложности и при планировании путешествий в окрестностях Москвы: одни музеи и усадьбы закрыты, в других ограничены посещения. Так что в нынешних условиях лучше паломничать на открытом воздухе. Для недавнего путешествия я выбрала Тарусу и соседнее с ней Поленово — около 140 км от Москвы — и обнаружила там много интересного.
На соборной площади был костёр из икон
Главный храм Тарусы — Петропавловский собор — стоит на высоком берегу Оки, к площади перед ним сходятся все улочки города. По ним можно бесконечно бродить и радостно видеть — каждый раз с нового ракурса — высокий шпиль храма.
У собора, построенного в конце XVIII века, удивительная жизнь, вместе с Россией он пережил времена расцвета, гонений и возрождения. Но был в его истории особо драматичный эпизод. В 1930-х годах его не только разорили, но и устроили на площади перед ним громадный костёр, на котором сжигали привозимые из окрестных сельских храмов иконы, книги, церковную утварь. По свидетельствам очевидцев, пламя полыхало почти сутки. Выставленная охрана не подпускала людей, ворошила угли и пепел, чтобы святыни сгорели без остатка…
Отпевание красного генерала
Ещё одна необычная история связана с главным городским храмом. На соборной площади есть воинский памятник — бюст советскому генералу Михаилу Ефремову, уроженцу Тарусы. На нём надпись: «Не предавшему Родину и солдат». Он командовал 33-й армией, которая в 1942 году попала в окружение — так называемый Вяземский котёл. Тяжелораненый генерал отказался эвакуироваться на присланном за ним самолёте, не желая оставлять своих солдат. Бойцы сражались до последнего, почти все они погибли, генерал Ефремов, чтобы не сдаться в плен, застрелился.
А почти через 70 лет, в 2011 году, в Петропавловском соборе Тарусы состоялось отпевание генерала. Благословение на это дал лично Патриарх Кирилл. Поступок Михаила Ефремова был не самоубийством от уныния и отчаяния, а героической смертью на поле боя при выполнении воинского долга.
Земский доктор, сын священника
В центре городка есть нарядное двухэтажное здание из красного кирпича с белыми наличниками. Оно сразу притягивает взгляд, выделяясь даже среди старинной застройки Тарусы. Это бывшая земская больница. С 1882 года здесь служил земский доктор Иван Доброхотский, сын священника, замечательный врач и человек. В любую погоду он отправлялся к своим больным, никому не отказывая в помощи. Доброхотский был женат на Елене Цветаевой, двоюродной сестре Ивана Цветаева, создателя знаменитого московского Музея изобразительных искусств, их семьи связывала тесная дружба.
Здание бывшей земской больницы отреставрировано, воссоздан первоначальный облик фасада. Сейчас здесь расположена городская детская школа искусств. Мне удалось ненадолго заглянуть внутрь и осмотреть старинные каменные своды и великолепную чугунную лестницу.
В храме Поленова идут службы
В наше автопутешествие вместились и уникальные фрески XVIII века, недавно открытые в реставрируемом сельском храме под Тарусой. Чтобы их увидеть, нужно было подняться по шатким строительным лесам на высоту пятиэтажного дома.
А вслед за этим был ещё один экстремальный подъём, на этот раз по крутому скользкому берегу Оки, чтобы успеть на вечернюю службу в жарко натопленном храме Святой Троицы, который художник Василий Поленов построил по просьбе крестьян недалеко от своей усадьбы. И осмотр старинной земской школы, которую в XIX веке построили на пожертвования духовника царской семьи протопресвитера Иоанна Янышева, уроженца Тарусского уезда. И многое-многое другое. Паломничество в новых условиях помогло по-новому взглянуть на истории старинных зданий, храмов, памятников и замечательных людей прошлого.